Армянский Храм Сурб Аменапркич в Абхазии
По живописнейшей горной дороге, мимо реликтовых субтропических лесов, одного из дворцов принца Александра Петровича Ольденбургского, где по правую руку тянется береговая линия моря, а по левую – непрекращающийся забор гагринской вотчины бывшего губернатора Ткачева, мы с моей подругой, амшенской армянкой Светланой Акопян едем в армянскую церковь города Гагры.
Она была открыта 5 ноября 2013 года. Абхазские СМИ писали, что в тот день сухумские журналисты разрывались между двумя событиями: отправиться на первое заседание судебного процесса над обвиняемыми в покушении на жизнь президента Александра Анкваба или поехать на освящение армянской церкви. Многие рассудили здраво: суд будет идти долго, но освящение случается только раз. Для мероприятия в Гагру приехали гости самого высокого ранга и сана: 14 священнослужителей во главе с епископом Мовсесом Мовсесяном –архиеерем епархии Юга России, монахиня Елизавета из Св. Эчмиадзина, спикер Парламента Валерий Бганба, депутаты, премьер-министр Леонид Лакербая, члены Правительства, представители армянской общины из всех городов страны.
Даже абхазы тогда удивлялись, глядя на красивейшее, легкое, словно парящее над морем строение из темного розового туфа. Задавали себе вопрос: как это армянская община столько времени жила здесь без храма? Ведь армяне поселялись на этом берегу еще до 1915 года. И были приняты гостеприимными абхазами.
Поэт, переводчик, главный редактор газеты «Амшен» Артавазд Сарецян в свою книгу «Наказ царя Сардура» включил интервью с доктором медицинских наук, профессором Аршавиром Карапетовичем Флорикяном, одним из видных специалистов по грудной хирургии. В один из отпусков в родной Абхазии он рассказал Артавазду о своих корнях из Орду. Из этого места, кстати, предки и супруги Артавазда Аиковича Гоарик.
После захвата Амшена турками в 1461 году, на протяжении 16-18 веков большое число амшенцев приняло ислам, но удавалось сохранить свой язык и культуру. Исламизированные амшенцы (хемшилы) не преследовались турецкими властями. Может быть еще и потому, что основная их масса занималась сельским хозяйством, выращивала чай, производила мёд. Согласитесь, эти занятия не приносили столько доходов, как торговые ряды и аптеки Стамбула.
В 19 веке амшенцы населяли восточные районы Трапезундского вилайета Османской империи. Жили они в основном в Ризе, а те, кто не принял ислам в большинстве своем переселялись в западную часть Понта, в том числе и в Орду, которые среди своих считаются активными, даже агрессивными и, увы, неисправимыми сквернословами. А еще говорят, что согласно шутливой традиции, при выборе мужа предпочтение отдаётся именно выходцам из Орду как более предприимчивым и способным обеспечить семью, а жениться надо на девушках из Трапезунда, скромных и покладистых в отличие от своенравных и «языкастых» Доктор Аршавир Флорикян рассказал Артавазду о том, что в Абхазию семья его деда Левона переехала из Западной Армении в годы погромов.
Здесь на новом месте семья поначалу бедствовала. Особенно трудно приходилось бабушке Арусяк. Она была из богатой семьи Зорьянов, которые имели обширные плантации между Орду и Трапизоном. И вот Арусяк во дворе часто разводила костер и варила в котле камни, чтобы со двора Флорикянов валил дым. Вот такие самолюбивые и гордые люди селились на этом побережье. В том 1915 году на последней лодке, именуемой армянами «сандалом», приехали в Абхазию и ее дети – Карапет и две его сестры. Сапожник Карапет и стал отцом доктора Аршавира.
И вот целый век здешние армяне жили без храма. После абхазо-грузинской войны был выделен участок для строительства церкви в 0,6 гектара. Освященная земля так и осталась стоять, правда, на ней был установлен памятник 242 погибшим армянским воинам в минувшей войне.
Дело сдвинулось благодаря Герою Абхазии Галусту Трапизоняну и одному из лидеров общины Хачику Минасяну. Но прежде всего Аркадию Саркисяну, который смог получить все разрешительные документы. Так был выделен участок на территории колхоза им. Ленина в пос. Гантиади Гагринского района.
Благотворителями стали представители армянской общины Гагринского района и религиозного совета Владимир Кешабян, Авет Данелян, Айказ Чилингарян, Тигран Геворкян, Гиви Тоноян и другие. Помогли и представители зарубежной армянской диаспоры. Журналист «Эха Кавказа» Виталий Шария писал об этом строительстве: «В декабре 2011 года на куполе строящейся церкви был установлен и освящен крест высотой 2 метра 10 сантиметров. В последнее время все проезжавшие по Гагрской объездной дороге обязательно обращали внимание на стоящий впритык к ней красивый и величественный храм из розового камня».
Через год Галуст Трапизонян вспоминал тот праздничный день освящения в интервью газете "Еркрамас": «Яркость красок окружающей природы, придавали празднику ещё больший оттенок возвышенности и торжественности. Горы, горы, кругом одни горы, сколько силы и мощи, древней энергии и мудрости сосредоточено в них. Людей, живущих в горах, отличает особое мироощущение, а близость ещё и стихии моря, однозначно влияет на ментальность проживающих здесь, и неважно какой они национальности. Эти люди умеют говорить на одном языке с природой, умеют ценить счастье созерцания рассвета, слышать шум прибоя, испить глоток из хрустального родника».
Также он вспоминал с благодарностью имена дарителей, среди которых была семья Ламары Дзяпш-Ипа, которые в память о сыне, погибшем на войне, передали в дар на строительство церкви облицовочный туф. Огромная благодарность была высказана и Андрею Михайловичу Амосову за неоценимый вклад в дело строительства церкви, Вартану Степаняну, Артуру Аракеляну, благодаря которым во дворе церкви установлены два хачкара, изготовленных и привезенных в дар из Армении.
Приехав в храм, мы не застали здесь ни одного верующего, был рабочий день. Настоятель Тер Седрак (Азнавурян) уехал по делам, его помощница продавала церковную утварь. В праздники и воскресенье армянский храм всегда многолюден. Также сюда приезжают люди и на сход, когда нужно обсудить больные темы. Действительно, как и говорил Галуст Парнакович, армянский храм стал центром не только духовной, но и культурной, социальной жизни общины.
Продолжение следует...