Колхозницы в таразе
В нашем сознании женщина в таразе связана с архаикой, с далеким прошлым, с миром, который существовал до Геноцида. Тараз ассоциируется со стариной, с бабушками, которые доживают свой век в новом мире технологических возможностей, сохраняя привычный для себя образ жизни и быт. И в нашем представлении они, эти представительницы старшего поколения, будто посланники иного мира в нашей действительности. И уж тем более трудно нам представить молодую женщину в этом костюм, подпоясанную серебром, с платком и монистами на голове.
И видя такую женщину на картине, мы думаем, что перед нами далекий девятнадцатый век, в крайнем случае - начало двадцатого. Но давайте приглядимся к этим замечательным экспонатам Национальной Галереи Армении. Посмотрим на лица, обратим внимание на даты создания работ.
Перед нами картина замечательного армянского художника Седрака Аракеляна. Это не просто крестьянская девушка, а ударница, то есть работает она не в своем собственном хозяйстве, а на государственных полях. Егисабет очень молода, ей на вид лет двадцать пять. Ее волосы вокрыты не простой сельской косынкой, а настоящим традиционным головным убором. Сравним с колхозницей другого мастера, Акопа Коджояна.
Здесь волосы у девушки повязаны простым платком, просто, чтобы не падали на лицо во время работы, тем более, что в поле приходится постоянно наклоняться. Очевидно, что все эти работы были выполнены не столько по вдохновению, сколько по заказу от государства. Но Коджоян сделал из этого заказа подлинный шедевр. Обратите внимание - женщины на картине так похожи друг на друга, но очевидна их разница в возрасте. Мы будто смотрим на прошлое одной из них или на будущее другой. А может, это портрет одного и того человека, просто растянутый во времени?
Вот еще один портрет работы Седрака Рашмаджяна. Это не просто деревенская бабушка, это стахановка, да еще в традиционном серебряном поясе, и в полном традиционном облачении. Интересен также другой портрет, работы Ерануи Асламазян. Написан он в 1946 году.
Как мы видим, от настоящего, полного тараза у матери-героини остался лишь головной убор. Любая другая советская женщина ее возраста могла быть одета точно также: юбка, кофта и жакет. Но платок на ее голове повязан по-старинке, он закрывает шею. Сверху накинут еще один, другого цвета. Интересно сочетание украшений героини и ее медалей. Но это все 1946 год, а вот кого изобразила Арпеник Налбандян в 1962.
Как мы видим, эта женщина средних лет, по возрасту она должна была успеть побыть пионеркой. Как так вышло, что она встретила ереванскую художницу в полном облачении? Конечно, можно предположить, что Арпеник Налбандян попросила ее переодеться, но в этом костюме слишком много точных деталей, здесь мы видим даже подвески головного убора там, где им полагается быть, не говоря уже о самом таразе.