Армяне и калмыки: эпизоды общей судьбы
Армяне и калмыки – что может быть общего у этих народов с разной ментальностью и исторической судьбой?
И армяне, и калмыки – монгольский народ ойратской группы - для России играли похожую роль: защитников ее рубежей. С 17 века калмыки, продолжая кочевать, оберегали русские южные границы. Уже век, как они приняли буддизм, государство в выборе религии на них не оказывало давления.
И армяне, и калмыки - опытные воины, и их оружие всегда было направлено на защиту русской земли.
У Александра Сергеевича Пушкина есть очень лиричное, шутливое стихотворение «Калмычке».
Прощай, любезная калмычка!
Чуть-чуть, назло моих затей,
Меня похвальная привычка
Не увлекла среди степей
Вслед за кибиткою твоей.
"Лев Гумилев говорил: «Калмыки – мой любимый народ. Не называйте меня Львом, называйте меня Арсланом». «Арсалан» по-калмыцки — Лев. Калмыки (ойраты) – выходцы из Джунгарского ханства, начали заселять территории между Доном и Волгой в конце XVI — начале XVII веков. Впоследствии они основали на этих землях Калмыцкое ханство. Сами калмыки называют себя «хальмг». Это слово восходит к тюркскому «остаток», или «отколовшиеся», так как калмыки были той частью ойратов, которая не приняла ислам. Некоторые историки даже возводят русский боевой клич «Ура!» к калмыцкому «уралан», что переводится как «вперед!».
Таким образом, калмыки могли не только надежно оберегать южные границы России, но и направить часть своих воинов на Запад. Писатель Мурад Аджи отмечал, что «руками калмыков воевала Москва в Степи»" - эту интересную информацию о калмыках «Как калмыки оказались в России» предлагает ресурс «Русская семерка». Но нам важно уловить прежде всего связи между калмыками и армянами.
Калмыкия на юге граничит с Дагестаном, на юго-западе со Ставропольским краем, на западе с Ростовской областью, на северо-западе с Волгоградской областью, на Востоке – с Астраханской областью.
Удивительный факт: армяне в Калмыкии являются одной из старейших этнических групп. Как пишет историк Сергей Белоусов в статье «Прошлое и настоящее армянской диаспоры в Калмыкии», армянское население проникало на территорию Калмыкии из Астрахани и Кизляра, где в XVIII в. сложились армянские колонии, основанные выходцами из Персии и Закавказья.
Часть армян, в основном жители Астрахани, занималась торговлей в калмыцких улусах, другие, преимущественно кизлярские армяне, арендовали земли под выпас скота в южной части степи. Он пишет, что в Калмыкии в 19 веке среди скотопромышленников славилось семейство Гайбуровых: основатель рода Петр Гайбуров прибыл сюда из Грузии в 1771 году.
Вместе со своим скотом представители семейства Гамбуровых, подобно калмыкам, кочевали на их землях, перенимая у кочевников быт и методы ведения скотоводства. Некоторые из них провели в калмыцких кочевьях многие годы. В честь одного из представителей данного рода – купца С.П. Гамбурова – армяне соорудили на урочище «Чолун-Хамур» – христианскую часовню из белого ракушечника.
Однако, легкие времена для армян в этих краях закончились, когда Александр I запретил армянам и прочим людям пользоваться пастбищами на калмыцких землях. Гайбуровы были вынуждены удалить с них весь скот, началась высылка некалмыцкого населения. Армяне стали брать в аренду калмыцкие земли в 1830-х годах, внося плату в так называемый фонд калмыцкого капитала. Этим воспользовался кизлярский купец Гамбаров и его соплеменники. В их «активе» было 2356 голов КРС, лошадей, верблюдов и 10 587 овец.
В отличие от кизлярских, астраханские армяне занимались в Калмыкии в основном торговлей. В Калмыцкой степи в Астраханской области в 1802 году был создан Калмыцкий базар, где армяне торговали вместе с казахами, туркменами, татарами, русскими. Но армяне здесь появились не сразу, первое упоминание о их торговле в Калмыцкой степи относится к 1820 году.
Сергей Белоусов подробно описывает представителей армянских семей, которые служили чиновниками и даже на руководящих должностях в калмыцком управлении. Среди них встречаются Аваковы, Черкезовы, Ахвердовы.
Интересный случай описал в своей книге воспоминаний " Я и вы" Ерванд Кочар в главе "Каро Алабян". В 1918 году друзья решили ехать в Москву учиться, но все дороги были перекрыты в связи с гражданской войной. И они были вынуждены идти калмыцкими степями.
"Каро был чист душой и благороден. В пути наш маленький калмык-поводырь, увлеченный собственной песней, потерял дорогу и завел нас в болото. Наши верблюды чудом выбрались из этой зыбучей трясины. Вместе с ними путешествовал русский "белый" офицер и какой-то немец из высоких военных чинов. Они стали бить мальчонку-калмыка, которому было от силы лет девять. Каро, не раздумывая, бросился на офицера, и хотя оба наших спутника были вооружены, а мы безоружны, они отступили, - а может, просто застыдились, не знаю. Потом они с нами подружились".
Нынешняя армянская общинная организация в Калмыкии официально приступила к своей деятельности в 2016 году.
Ее предшественницей была другая – «Эребуни». В настоящее время, согласно всероссийской переписи населения, на территории Калмыкии проживают более 800 армян.
Сейчас армяне трудятся в разных сфера экономики Калмыкии – пекут хлеб, строят дома, учат детей в школах, занимаются предпринимательством и пр. Диаспора также взаимодействует с различными ведомствами для предотвращения и профилактики межнациональных конфликтов. Проводят массовые мероприятия, встречи, для более близкого ознакомления жителей республики с культурой, бытом, национальной кухней армян. Армянские дети активно учат калмыцкий язык, на соревнованиях стараются поднять калмыцкий флаг.
Председателем Армянского культурного центра «Масис» является Ашот Даноян. Он говорит, что ни один праздник в Элисте не проходит без участия армян. Это Масленица, Цаган Сар, парад Победы, Зул.
Цаган Сар – это самый любимый праздник в Калмыкии. Отмечают его в феврале все монгольские народы, некоторые тюркские и народы Арктики. Торжествует он начало весны и Новый год по лунно-солнечному календарю.
Центральным ритуалом до сих пор остаётся покаянный однодневный пост, сопровождаемый церемонией сожжения «сора» — чёрной пирамидки, символизирующей накопленное зло, подносимое в жертву духам местности.
То, что калмыки исповедуют буддизм (также буряты) для южной окраины России служит фактором стабильности. Представители кавказских народностей теснят русское Ставрополье, к сожалению, происходят многочисленные конфликты русских и чеченцев с применением последними холодного и огнестрельного оружия.
Как и армяне, калмыки тоже пережили трагические события, связанные с депортацией в 1943-44 годах в районы Урала, Сибири и Средней Азии, признанной российским парламентом как акт геноцида. В декабре 1943 года Калмыцкая АССР была упразднена. Около 50 эшелонов увозило калмыков, обвиненных в участии в бандформированиях или в коллаборационизме с фашистами – кто выживать, а кто умирать. 17 марта 1956 года калмыки были реабилитированы, им было разрешено вернуться на родину. В 1948—1949 годах были депортированы десятки тысяч репатриантов-армян, а также коренных жителей Советской Армении (среди армян часто дашнаки, амшенцы).
Пострадали в этих событиях и родители Валентины Манджиевны Буратаевой. Валентина – старшая сестра политика, журналиста Александры Буратаевой, сама по профессии телережиссер, работала во Всероссийской государственной телерадиокомпании, посвятила большую часть своей жизни стройкомплексу Москвы в должности пресс-секретаря Владимира Ресина.
" Наша семья дружила с армянской общиной в Элисте, - вспоминает Валентина Буратаева, - это были, так называемые, цеховики, варили сладкую вату, занимались ремеслами.
Но мы лично до сих пор дружим с семьёй Султанян, они сейчас в Ереване. Дядя Коля был портной люкс класса, ремонтировал всем наши старые обувки бесплатно, за что получал от тети Эммы.
Они всегда хотели вернуться в Элисту, но нашей, той, старой Элисты уже нет.
Я купила им хорошую швейную машинку для того, что они могли хоть как -то зарабатывать
У меня много очень тёплых воспоминаний об этих людях, даже борщ меня учила готовить тетя Эмма.
И теперь, когда об армянах говорят нелестно, я всегда привожу в пример нашу дружбу, простую и очень настоящую.
Мы даже танцы, все танцевали с платочком, и доставали зубами, нам это нравилось. Как в фильме "Мимино", Фрунзик доставал в ресторане. Все праздники у нас во дворе гуляли, и шашлык мы тогда ели вкусный, и всю траву, которую калмыки не готовили, тетя Эмма готовила с фасолью пальчики оближешь.
Девчонки Жанна и Анжела Султанян выросли в Калмыкии, они, наверное, не типичные армянки, но тетя Эмма, всегда говорила: " Я люблю родину, хотя у нас только одни горы. В 90-х их свои же потащили в Бельгию, потом обманули и они вернулись ни с чем. И теперь живут в Ереване. Старших Султанянов уже нет в живых, я очень любила и уважала их, как родителей. Светлая им память".