Артур Варданян. И грустно, и смешно.
Армянский музей Москвы ранее представлял вам литературное творчество Артура Варданяна.
Артур Эдуардович Варданян. Родился 17 декабря 1974 года в Ереване. Окончил Ереванский педагогический институт, факультет культуры. Специальность «Режиссура кино и телевидения».
14 лет преподавал режиссуру в Ереванском педагогическом институте.В 1995 году на Арменфильме снял курсовой фильм ''Весы''. Фильм был представлен на международных кинофестивалях. Вне конкурса был показан на Каннском молодежном кинофестивале. В 2005 снял фильм ''Люди ночи'' с участием заслуженных артистов Армении Анаит Гукасян и Ишхана Гарибяна.Трилогию короткометражек завершил фильм ''Свет''. Был автором многих телевизионных проектов. Как клипмейкер снял более 200 клипов. Был режиссером и продюсером телевизионных фильмов и сериалов.
Ноги спускались по бесконечной лестничной клетке: он жил на последнем этаже многоэтажки и никогда не пользовался лифтом. Спускался, углубляясь в себя и в свое прошлое, словно пытаясь найти какой-то ответ на темном дне души. Эхо шагов отзывалось в ответ как метроном, разносясь тревожными волнами в безлюдной площадке подъезда. Сквозь окно вливался полуденный промежуточный свет, высветляющий его ранюю седину и напоминающий нимб. Каждый день он уходил на работу в городе, где ничего не менялось.
Вдруг он остановился. Уступая двум юношам поднимающихся вверх по лестнице (облаченных в костюмы клоунов): сердце метронома на мгновение стихло и снова забилось. Он продолжал спускаться. Как слепорожденный, несмотря под ноги, зная наизусть каждую ступеньку: после каждой одиннадцатой- лестничный пролет, где гуляют сквозняки от узких окошек с разбитыми стеклами. Вдруг стало темно, автоматически отключился свет "с датчиком движения", но он продолжал спускаться. В темноте пахнуло духами и женщиной.
Он прислушался к мраку: послышался лязг перебираемой в руках связки. Наконец нужный ключ был найден, поворот ключа в замочной скважине и дверь открылась, полоской света обозначая контурами женскоe телo, наряженное в костюм клоуна. Женщина-клоун (клоунесса) поздоровалась, и поспешно закрыла за собой дверь. Mетроном продолжал звучать в обычном режиме до следующего пролета, где в полумраке курил мужчина в костюме клоуна (шорты-комбинезон,полосатые цветные гольфы, ненужная футболка, крупный галстук, рыжий парик и красный нос). Мужчина-клоун поздоровался, выдыхая при этом дым сигареты, он ответил незначительным кивком головы, продолжая спускаться по лестнице. Дверь подъезда открылась и он, выйдя на улицу прищурил глаза, от обильного дневного света. В песочнице играли дети. Строили замки из песка и лепили куличики. Неподалеку на скамейке сидела бабушка-клоун, и вязала полосатый чулок, сине-красно-оранжевый.
Автобусная остановка была немноголюдна, там стояли плотного телосложения усатый старик-клоун, полненькая (живая) женщина-клоун с зонтиком, и очкастый интеллигентный мужчина-клоун. Он посмотрел на часы, достал из кармана сигареты, но не успел прикурить, ибо из-за поворота показался автобус.
За толстым стеклом в окне автобуса проносился город. Улицы, дома, рекламные щиты, баннер с кандитатом в депутаты (солидный мужчина-клоун с задумчивым взглядом), и ниже надпись "Я тот, кого вы лайкали". Автобус был забит пассажирами-клоунами. Водитель-клоун сбавил скорость, а после и вовсе остановил автобус. Дорога была перекрыта полицейскими-клоунами с малиновыми щитами, и розовыми дубинками в руках. Пришлось пойти в обход. Где-то играла свадьба. Жених-клоун горько целовал клоунессу-невесту. Где-то на заседании в верховном суде судья-клоун читал приговор обвиняемому-клоуну. В больнице доктор-клоун спасал жизнь больного-клоуна. У входа в метро было много народу (инженер-клоун, студент-клоун, архитектор-клоун, политик-клоун, токарь-клоун, бизнесмен-клоун, учительница-клоун, скрипач-клоун, портной-клоун, режиссёр-клоун, клоун-клоун: и все в разноцветных одеяниях с париками и красными носами. Автобус остановился, он вышел и направился к зданию с веселой вывеской "Цирк".
Вошел через служебный вход, прошелся по длинному коридору и остановился перед дверью с надписью «клоун». Открыл дверь, и скрылся в бесконечности своей гримерки. Яркие лампы огромного зеркала освещали комнату, погружая ее в таинственный полумрак. Он снял свой серый пиджак и повесил на изящную деревянную вешалку в углу. И, переодевшись в «клоуна», уселся напротив зеркала, а через мгновение на лице появилась нарисованная улыбка и красный нос. Грустные глаза улыбнулись. Он был готов. Ведь это его призвание – быть клоуном!
Артур Варданян