"Только первые лучи коснулись стен из красного туфа, Ереван заулыбался"
Солнце в этих краях печёт без всякого снисхождения. Город с видом на Арарат будет плавиться ещё с месяц. Ещё на подлёте со стороны Большого Кавказа заметно, как выгорели окрестные холмы и долины. И если бы не фонтанчики с холодной водой, заботливо расставленные по Городу ещё в советские времена, к концу дня путник чувствовал бы себя высушенной воблой.
Каждый раз я видел Город на бегу, по пути в края более дальние. Как мне всегда казалось в те моменты, важнее увидеть бирюзу Севана и перевалы Зангезура, красные воды Аракса и дальние сёла Карабаха. А Город... да ладно, ещё навещу, чё. Но вот тогда, три года назад, снова не получилось. Всего-то два дня погостил - и сорвался дальше.
А помнишь, Город, позапрошлой зимой ты встретил меня с поезда из Грузии колючим морозом и заледеневшими тротуарами? Мне показалось, ты был сильно обижен и без всякого юмора мог процитировать бородатый анекдот про армянское радио: "Чем Ереван лучше Тбилиси? - Я же уже сказал: чем Тбилиси!". Но, только первые лучи коснулись стен из красного туфа, ты заулыбался как ни в чём не бывало!
В этот приезд я снова чувствую твоё всегдашнее невысказанное пожелание: "Оставайся подольше! Ведь я продлеваю тебе лето, катаю тебя на своём игрушечном метро из одной линии, балую уличным кофе, как бы невзначай подключаю к философской беседе торговцев на Вернисаже, радую тебя воспоминаниями об Исфахане и Ширазе при виде вывесок на фарси на моих улицах... И даже специально (но не сильно) ломаю тебе объектив, чтобы в любой фотозабегаловке люди кинулись помогать гостю!
А ещё я поселил тебя на Монументе. Хороший район, не так? Да хватит тебе разбирать съёмку - а ну выйди на балкон! Вон и каньон Раздана видно, и телебашню, и Цицернакаберд с его острым обелиском. Зачем тебе куда-то ехать, ахпер?"
Я чувствую этот укор. Но, как и раньше, говорю мудрому старику: прости, Ереван-джан, потом. Ну пожалуйста! Сейчас надо увидеть славные обители твоей страны - Хор Вирап, Нораванк и Татев, поднять бокал красного сухого в Арени. Да мало ли ещё планов? А после я вернусь, обязательно. Скажу прямо: ты у меня друг не единственный, но один из самых давних. Как же я без тебя?
Сергей Новиков