Клятва Гиппократа армянского плиткоукладчика

Клятва Гиппократа армянского плиткоукладчика

"Новая газета" в рубрике "Сюжеты" опубликовала фоторепортаж Анны Артемьевой. Армяне Москвы представлены ни больше, ни меньше, как плиткоукладчики на Садовом кольце. Героями известной либеральной газеты стали Карен Татоян, 43 года, и Миша Котанджян, 40 лет.

Укладчики тротуарной плитки дают неказистое интервью об изломах своей трудовой биографии. 

Карен:

Вчерашний врач-кардиолог Карен теперь лечит сердце Москвы, закладывая ее транспортные артерии плиткой. фото Анны Артемьевой "Новая газета"

Вчерашний врач-кардиолог Карен теперь лечит сердце Москвы, закладывая ее транспортные артерии плиткой. фото Анны Артемьевой "Новая газета"

— Армения вся в горах. Самая красивая. Мой поселок Ашоцк — на высоте две тысячи с лишним метров. Но, к сожалению, работы почти нет. Люди очень бедно живут. Наш регион до сих пор до конца не восстановился от землетрясения (1988 года).

По профессии я врач-кардиолог. Закончил Ереванский медицинский университет. 13 лет врачебной практики.

Работать врачом в Армении — это унижаться, получая зарплату 100 долларов. Или брать деньги с пациентов. Когда я работал в Питере, встретил там своего университетского профессора по анатомии. На стройке.

Рукопись XII века с текстом Клятвы в форме креста

Рукопись XII века с текстом Клятвы в форме креста

Зарплата здесь сдельная (по «квадратам») — от 50 до 100 тысяч рублей в месяц. У меня отец умер. Я младший — моя обязанность заботиться о семье, решать все проблемы. Я должен зарабатывать. Дети должны получить хорошее образование.

Я не даю себе думать о медицине. Потому что иначе просто не смогу здесь работать.

Не люблю мечтать. Люблю реальность и чтобы самому решать.

В Москве грубовато, конечно, бывает на улицах, но вообще впечатления добрые. Честно, я бы не смог здесь постоянно жить. А вот в Питере — с удовольствием. Мы общаемся только с армянами. Знаете, вы первые москвичи, с которыми мы так разговариваем.

Неприятный момент был, когда нас не рассчитали за несколько месяцев. Около 280 тысяч долга осталось. Такое часто бывает с теми, кто приезжает работать. А самый счастливый день был у меня 31 декабря прошлого года. Я уже не верил, что Новый год буду дома отмечать. Но успел в Домодедово на последний самолет в Армению.

Миша:

— Мы с Кареном двадцать лет друзья. Всегда вместе. Единственный мой близкий человек в Москве. Нет такого дела, которое он не умеет. Настоящий мастер.

Мы хорошо работаем. Аккуратно. Сейчас без выходных, ночью остаемся — надо закончить к празднику. Старым людям неудобно ходить сейчас — мы тут ломаем чуть-чуть, они ругаются на нас... Но потом красиво будет — десять, двадцать лет.

У меня еще не было счастливого дня в Москве. Но обязательно будет.


Сюжет комментирует журналист (Ереван) Ашот Сафарян:

"Читаю в одной российской газете откровения армянского укладчика московской плитки, который вообще-то по профессии не эндокринолог даже, а вовсе кардиолог с 13-летним стажем. 
Но, как и следовало ожидать, работать сегодня врачом в Армении - это сплошное унижение за 100 долларов в месяц, а брать деньги с пациентов ему не позволяет совесть. 
Пусть меня простит этот безвестный плиткоукладчик, но не верю я ему. 
От слова совсем. Потому что знаю массу замечательных армянских врачей, кардиологов в том числе, которые может и не слишком жируют в этой жизни, но униженными себя не чувствуют точно, а лечат просто людей, бывает даже спасают их, и не за 100 долларов всего в месяц. 
И деньги с пациентов берут на том простом основании, что в Армении медицина платная. Мне слабо верится, что врач с истинным призванием и многолетним стажем работы, может вот так запросто взять и похерить дело всей своей жизни, разменяв его на ту самую чечевичную похлёбку. И в той же Москве не сумев найти себе работу. 
Видимо, любимая присказка многих армянских таксистов: "Ты что, братан, думаешь я всю жизнь водителем был", оказалась несколько заразной".  


Глядя на хорошие лица рабочих, на эти мощные и великие руки, сегодня в бетонной крошке, есть несомненный соблазн усомниться в том, что эти чуткие пальцы, выполняющие задачу мэра Собянина, еще совсем недавно пальпировали, выписывали рецепты на ЭКГ и шунтирование. Оставим этот вопрос открытым. 

студенты армянского медицинского научного сообщества завершили волонтёрскую программу в Арцахе. 

студенты армянского медицинского научного сообщества завершили волонтёрскую программу в Арцахе. 

Предлагаем обратить внимание на обратную историю. Армянский музей Москвы напоминает, что в течение 2 недель специалисты Армянского научного медицинского сообщества находились в республиканском медицинском центре, педиатрическом центре "Аревик", стоматологической клинике Dental Dentex clinic, в течение 4 дней врачи работали в Мартуни, Мардакерте, Гадруте, Аскеране. За время нахождения в Арцахе врачом-кардиологом Варданяном Аргишти Гагиковичем было осмотрено 150 больных, 100 в районах и 50 в Степанакерте. Гоар Борисовна Мовсисян проконсультировала 100 детей в педиатрическом центре "Аревик", за время посещения районов - более 50. Всем пациентам были даны рекомендации по дальнейшему обследованию и  медикаментозному лечению. 
Врач-стоматолог Самвел Семёнович Цатуров  в течение 2 недель вёл консультативно-диагностический прием в стоматологической клинике, оказал необходимую помощь более 50 больным.
Руководитель программы - Асмик Гамлетовна Агаронян работала в отделении неотложной педиатрии медицинского центра "Аревик", принимая больных из различных районов Арцаха.

 

Клятва Гиппократа армянского плиткоукладчика