Леонид Енгибаров и его путь в кино
1935 и 1963 годы — важные вехи в истории армянского кинематографа. В 1935-м был снят первый армянский звуковой художественный фильм «Пэпо». Спустя же почти 30 лет — первый армянский фильм в цвете «Путь на арену». Оба события произошли на киностудии «Арменфильм».
В основу сюжета своего цветного фильма режиссеры Левон Исаакян и Генрих Малян положили творческую биографию клоуна-мима Леонида Енгибарова: картина строится на отдаленных мотивах биографии артиста. Фильм получил название «Путь на арену», а главную роль исполнил сам же Енгибаров. До этой роли в кино, первой в своей карьере, он уже успел побывать с гастролями в разных городах СССР и за границей.
Съемки картины проходили в ереванском цирке. Герой фильма по имени Лёня мечтает приносить людям радость. Он хочет стать клоуном. Младший сын уважаемого профессора Енгибаряна хочет стать клоуном? Это невозможно, считают его близкие. Ведь смешить людей занятие вовсе не серьезное.
Лёня устраивается в цирк униформистом. Вскоре он пытается попробовать себя и в качестве клоуна. Но, как это ни грустно, его постигает неудача. Зритель недоволен. Лёня разочарован и, кажется, опускает руки. Окружающие не верят в его талант. Только акробатка Ирина сумела разглядеть в нем настоящего артиста. Между ними зарождаются теплые чувства. Большое желание и кропотливый труд воплощают мечту в реальность. Впереди у Лёни овации и зрительские симпатии.
В фильме мы можем увидеть еще одного любимого артиста цирка — дрессировщика Степана Исаакяна с его удивительными номерам: смешные сценки с бегемотом и захватывающая и опасная борьба с удавом. За всем этих действом со своей высоты наблюдают попугаи.
Особый интерес вызывает состав художников, работавших над фильмом. Художником-постановщиком картины стал живописец Степан Андраникян, известный еще и своими мультипликационными работами. Среди наиболее значимых работ Андраникяна в кино можно выделить «Цвет граната» (1968) и «Мы и наши горы» (1969), где он также выступил в качестве художника-постановщика. Над костюмами для фильма «Путь на арену» работали художник-постановщик Валентин Подпомогов и художница Мариам Асламазян.
За первым киноуспехом последовали новые роли. В 1964 году Леонид Енгибаров снимается в фильме Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Он исполнил роль немого пастуха Мико. В 1967-м была сыграна роль в фильме Ролана Быкова «Айболит-66». С Роланом Быковым Енгибаров познакомился еще в 1962 году во время гастролей в Ленинграде, где ему вручили медаль за лучший номер года. Это знакомство заложило основу крепкой дружбы. Там же в Ленинграде Енгибаров познакомился и с Марселем Марсо, французским актером-мимом и создателем парижской школы мимов.
В одной из своих новелл «Как трудно быть комиком!», включенных в сборник «Последний раунд», Леонид Енгибаров пишет: «Мне кажется, огромные возможности и новые приключения ждут моих романтических и смешных героев в цветном мире». Эти слова вполне можно спроецировать на его кинороли. Первый армянский цветной фильм открыл для него новый мир, где он смог обратиться к зрителю через экран.