Григор Татеваци и возрождение средневекового Татевского университета
Григор Татеваци — выдающийся средневековый богослов, философ, педагог, церковный деятель. Он получил имя в честь Святого Григория Просветителя. Татеваци считается его достойным продолжателем в деле просвещения армянского народа.
Татеваци родился в 1346 году в Сюникской области Армении. Уже в 14 лет был учеником Святого Ованнеса Воротнеци, основателя Татевского средневекового университета. Последний на протяжении 28 лет был как его воспитателем, так и учителем, а позже рукоположил Григора в сан вардапета (архимандрит). В возрасте 40 лет Татеваци получил сан протоархимандрита.
После смерти Воротнеци Григор заменил его в пастырской деятельности. С 1390 года он провел в Татевском монастыре более 20 лет, вплоть до своей смерти. Среди заслуг Григора Татеваци следует отметить его деятельность как ректора Татевского университета, кто подверг Татевский университет академическому возрождению, а также педагога, воспитавшего множество поколений учеников (свыше 300). Среди них были такие известные богословы, философы и церковные деятели того исторического периода, как Товма Мецопеци, Матеос Джугаеци, Аракел Сюнеци и многие другие. Татев стал крупнейшим и наиболее значимым армянским университетом своего времени. В структуру университета входили три различные школы, каждая из которых была разделена на следующие факультеты: теологии, философии, архитектуры, астрономии, рукописи и миниатюрной живописи.
Татеваци является автором философских произведений, толкований Библии, а также глубоких, мудрых и красноречивых проповедей, за что он также известен как второй Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Его богатое научное наследие включает: «Толкование Псалмов», «Толкования притчей», «Песни песней», «Книги Иова», «Книги Премудростей», «Летний том», «Зимний том», «Книга Златочрев», «Книга вопрошений», «Книга проповедей», толкования и анализ произведений Аристотеля, Порфирия и другие.
Григор Татеваци — в своих философских взглядах защитник теории двойственности истины, сторонник разграничения сфер знания и веры. Следовательно, согласно Татеваци, существуют два вида познания окружающего мира — естественное и благодатное. Первое направлено на постижение нашего мира, тогда как благодатное познание касается сферы веры, и это оба вида познания не должны вторгаться в области познания друг друга. Он также твердый защитник Армянской Апостольской Церкви, поэтому выступал против деятельности католических миссионеров, проникших в Восточную Армению в 1320–1340-х годах, и боролся за сохранение самостоятельности и независимости ААЦ от Римского престола.
Именно Татеваци выдвинул идею о перенесении обратно в Эчмиадзин резиденции армянского католикоса из Киликийской Армении, попавшей под власть египетских мамлюков с одной стороны и под влияние папских эмиссаров с другой. Эту идею через 20 лет после смерти Григора Татеваци осуществили его ученики — Товма Мецопеци и другие. Они вернули престол католикоса в Эчмиадзин, где он и пребывает по сей день.
После смерти Григора Татеваци в 1409 году его мощи были захоронены у входа в церковь Святого Погоса-Петроса. Позже, в 1787 году, епископ Оваким в целях сохранения священной гробницы на этом месте построил мавзолей.
Источники:
1. Введение к брошюре Григора Татеваци. «Проповедь на Рождество Христово». Издательство Кавказского Центра Иранистики. Ереван, 2002. armenianhouse.org.
2. Армянская философия, Григор Татеваци / Сост., пер. и вступ. ст.: С.С. Аревшатян ‖ Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 2. С. 654–659; Толкование Притчей Соломоновых / Пер. с древнеарм., вступ. ст. и примеч.: С.С. Аревшатян. Ереван, 1999. www.pravenc.ru.
3. Аревшатян С.С. Философские взгляды Григора Татеваци. Ереван, 1957. www.pravenc.ru.
4. Grigor Tatevatsi Mausoleum. tatev.am/grigor_tatevatsi_mausoleum