Армянский центр и трансформация духа
Часто слышу в армянской среде, что проблема тюркской цивилизации в отсутствии центра. Между тем, многие исследователи описывали многие народы, которые существовали без axis mundi. Искусствовед Петер Корнель выложил ряд гипотез о поисках центра земли в книге "Пути к раю. Комментарии к потерянной рукописи".
В частности, он говорит о том, что это большая ошибка утверждать, что центр всегда располагается на определенном фиксированном месте. Корнель цитирует Мирчу Элиаде: он приводит пример такого переносного axis mundi, священного столба у австралийского племени ахилпа. Куда бы это племя ни перемещалось, оно уносит столб с собой. Близость столба создает постоянное ощущение дома, через этот столб осуществляется и связь с небом. Но если столб рухнет, это равнозначно катастрофе, "концу света", возврату хаоса.
Антропологи Б. Спенсер и Ф. Дж. Джиллен наблюдали последствия такой катастрофы; представители племени, терзаемые смертельной тоской, бесцельно бродили как неприкаянные и наконец сели на землю, готовясь к смерти. Mircea Eliade. "Ее sacre et le profane", 1968 (Мирча Элиаде. "Священное и мирское").
Пока армяне нащупывают центр кочевников, то на Алтае, то в забайкальских степях, очевидно, что никто из здравомыслящих сегодня не скажет, где находится армянский центр. Один из них - Арарат. Второй - Ереван, Эчмиадзин. Другие разбросаны -Москва, Париж, условное Фресно, Бейрут. Ну и так далее. Сегодня в армянской действительности центров много. Хуже всего, что культурные, сакральные, финансовые, политические, военные не совпадают. Армяне - не кочевники. Вот почему они испытывают такие трансформации духа.
Хуже всего, что идея Депи Арарат уходит в зону вытесненных желаний и ролевых игр. Неожиданно я узнала о том, что Республика Западная Армения существует. Вместе с ее Президентом. Нелигитимного государства, основанного на желании добиться исторической справедливости. В том, что такие метафизические образования будут, в этом нет ничего страшного. Но уводить армянский потенциал в сферу грёз - это не цель, а ее имитация.
Конечно, мы все были бы не против, если бы никогда не погибал Ани, и Западная Армения существовала бы в геополитике, а не на старых картах и в душах, как и Киевская Русь, например, или Согдиана. Да, нужна сбалансированная информационная политика Армения-Спюрк, и память о международных пактах вроде Севрского договора. Тем более что роль Турции в регионе сейчас ослабла. Но распылять последние силы на исторические реконструкции, облачения в костюмы эпохи Тиграна Меца с тем, чтобы доказать себе и миру, что истинно то, что справедливо и гуманно, вряд ли продуктивно.
Тему комментирует читатель Andreu Trust из Еревана.
Есть истина в этом размышлении, но есть вещи, которые спорны. В-принципе, во многом согласен. Центр Армянства всегда был Арарат. Он имеет исторический, сакральный смысл, ибо если взглянуть на территориальные трансформации Армении, через призму истории, то мы увидим что так или иначе Арарат всегда был в центре Армении и армянства. Не считая периода Киликийского царства.
Другой вопрос, что в нее упирается в необходимость упомянутого автором в предыдущих статьях - создания интеллектуального банка мирового армянства. Чтобы каждый его отдел занимался своей спецификой.
1 - идеологией;
2 - поисками будущего развития армян и Армении;
3 - геополитикой;
4 - центром анатолийских и закавказских тюрок;
5 - спюрком (диаспорой);
6 - воссоединением разрозненных очагов армянства;
Мы не сможем вернуть Западную Армению, если не сможем увеличить число армян в самой Армении. Хотя бы потому что будущие границы необходимо будет защищать физически, а если исходить из принципа что одна территориальная единица требует определенного числа людей, которые бы ее обживали, то о новых территориях думать пока рано.
Если бы мы смогли сократить число эмигрирующих и потихоньку увеличили бы постоянное число людей хоть до 4-5 миллионов человек, то только в том случае можно было бы говорить о возвращении Западной Армении. Одним словом, территорию надо обживать и защищать, а пока что мы еле еле успеваем обжить имеющиеся.
Если бы в Гюмри, Ванадзоре и Степанакерте, и Капане (или Горисе) жили бы постоянно, хотя бы по 500 тысяч человек В КАЖДОМ ГОРОДЕ, тогда был бы смысл поднимать вопрос о возвращении оставшейся частей некогда Великой Родины. Но при всем при этом, забыть о Западной Армении, как и о Нахчиване, нельзя. Думаю надо отодвинуть это до хороших времен пока не назреет острая необходимость. А до той поры надо прекратить отрицательную миграцию и развивать экономику и другие стороны жизни.