Ньюша Таваколян: с фотокамерой по жизни
Фотография, как жанр изобразительного искусства, очень популярна в Иране. Иранские мастера художественной и репортерской фотографии являются постоянными участниками международных фотофорумов.
И среди них несколько женщин, в том числе и армянок. Хорошо известны работы Шади Гадирян, Анаиды Габаян, Ньюши Таваколян. Последняя получила широкое признание в мире. Десятки персональных и коллективных выставок в разных концах мира, премии и мастер-классы, участие в жюри международных фотоконкурсов. Ее работы выставлялись в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Музее искусств округа Лос-Анджелес, в Британском музее и в Бостонском музее изобразительных искусств.
Ньюша Таваколян (Newsha Tavakolian) родилась в 1981 году. Фотографией стала заниматься в юном возрасте и очень быстро добилась успеха.
“Когда мне было шестнадцать лет, я решила научиться фотографии, - рассказывает она. - Прошла шестимесячный курс обучения и начала работать в ежедневной женской газете “Зан” (“Женщина”). Когда моя первая фотография появилась на первой странице газеты, я прыгала от радости и кричала. Фотокамера стала инструментом, позволившим мне открыть много закрытых дверей. Я была одной из пяти женщин-фотографов в Иране. Когда люди видели меня с камерой на улице, они думали, что я с другой планеты.”
Первым серьезным испытанием для молодого репортера стали антиправительственные протесты в столице Ирана после президентских выборов 1999 года. Все шесть дней, пока продолжались волнения, она находилась среди протестующих студентов.
“Я работала с камерой без телеобъектива, поэтому мне необходимо было максимально приближаться к объекту съемки, быть в центре событий.”
В поисках интересного ракурса она даже залезала на деревья, вызывая изумление коллег-мужчин. Зато ее фотографии печатали все иранские газеты.
И в 2000-ом году Ньюша стала членом нью-йоркского агентства “Polaris Images”. Освещала войну в Ираке, создала несколько документальных серий о Ливане, Сирии, Саудовской Аравии, Пакистане, Йемене. Результатом этих поездок стали фоторепортажи “День, когда я стала женщиной”, “Матери мучеников”, “Паломники войны”, “Власть девушки”, “Я знаю, почему мятежник поет” и другие. Ее снимки публиковались в “Time Magazine”, “Newsweek”, “Stern”, “The New York Times”, “Le Figaro”.
Центральной темой ее работ всегда был “женский вопрос” на Ближнем Востоке. В 2006 году долгосрочный проект Ньюши Таваколян “Иран: женщины в оси зла” получил награду фестиваля “All Roads National Geographic”.
Противодействуя преобладающему мужскому доминированию в фотожурналистике, она собрала группу из шести ближневосточных женщин-фотографов, объединив их в студию, дав ей название “Равия”.
В 2008 году Ньюша Таваколян по поручению журнала “National Geographic” делала фоторепортажи о культуре Ирана, его истории, традициях. “Я стремлюсь найти невидимое в Иране и сделать его видимым для внешнего мира.”
В 2009 году она освещала президентские выборы в Иране, что-то не так пошло, и ее лишили репортерского удостоверения. Шесть месяцев она не работала, но потом поняла, что надо делать.
Начался новый этап в ее творчестве -- социальная документальная фотография. Так появились серия фотографий соседей, с которыми она знакома более десяти лет, шесть портретов профессиональных певиц, которым нормы ислама запрещают публичные выступления и запись музыки в родном Иране. Одна из них – певица Марал Афшарян. Она создает также проекты обложек воображаемых компакт-дисков этих певиц.
В июле 2014 года Ньюша Таваколян была награждена премией “Carmignac Gestion Award for photojournalism”, учрежденной французским фондом “Carmignac Foundation” за серию фотографий о молодом поколении иранцев. Спустя два месяца она официально заявила, что отказывается от звания лауреата премии и денежного вознаграждения в размере 50 000 евро.
Причиной стали неразрешимые разногласия между ней и основателем фонда Эдуардом Карминьяком, который потребовал отредактировать как сами фотографии, так и сопроводительные тексты. Это, по словам автора, исказило бы суть ее проекта -- “хрупкую попытку передачи атмосферы реальной жизни превратить в грубые и отвратительные клише об Иране. ”
2 декабря 2015 года в Королевском дворце Амстердама Ньюша Таваколян была награждена Премией принца Клауса, присуждаемой “за выдающиеся достижения в области культуры”. Получив награду, она сказала: “Невозможно наслаждаться этим призом и быть счастливой, когда видишь, что регион, где я работаю и живу, находится в огне, и десятки тысяч людей ищут убежища в далеких странах.” Она передала 15 000 евро из призовых денег организации, помогающей сирийским и иракским беженцам, а 30 000 евро выделила для различных благотворительных организаций и фондов в Иране.
Летом 2015 года отправилась в сражающийся анклав Рожава на севере Сирии, чтобы посмотреть, как курдские женщины и девушки воюют против “Исламского государства”. Ее прекрасный фоторепортаж вызвал большой интерес. Но в июне 2016 года на ее персональной выставке в Сингапуре цензура сняла 15 фотографий молодых курдских женщин, сражающихся в армии, несмотря на то, что у организаторов выставки эти фотографии возражений не вызвали.
Несмотря на широкое признание, в отношении своего творчества Ньюша Таваколян самокритична: “ Я чувствую ответственность за любую фотографию. Я всегда недовольнa своей работой. Каждый раз, когда сделаю снимок, думаю, что могла бы сделать лучше, если бы выбрала другой ракурс или была более терпеливой.”
В 2003 году Ньюша вышла замуж. Ее супругом стал голландский журналист Томас Эрдбринк (Tomas Erdbrink). Он работает в Иране с 2002 года и в настоящее время является начальником Тегеранского бюро “ The New York Times”.
Армянский музей Москвы предлагает вам посмотреть фотографии Ньюши Таваколян, который она сделала в Сирии, отправившись в сражающийся анклав Роджава, чтобы посмотреть, как живут бойцы Курдской женской самообороны (YPJ). Ее снимки и рассказы курдских женщин о себе и о том, как они противостоят «Исламскому государству Великой Сирии и Ирака» (источник www.pixanews.com)