Армянская игольная техника кружевного шитья
В наших ранних публикациях мы рассказывали о вышивке Урфы. Сегодня предлагаем вашему вниманию небольшой очерк об игольной технике кружевного шитья у нас на Родине.
В истории культуры всех стран мира кружева традиционно причисляют к предметам роскоши.
Присутствие кружев в быту или в одежде являлось свидетельством определенной ступени благосостояния. Если пирожные и сласти ели люди, имеющие верный кусок хлеба, то кружева носили те, кто добился определенного статуса. И еще: изготовление кружев в средневековой Европе считалось не ремеслом, а времяпровождением, досугом.
Во- первых, изготовление отнимает много времени, а значит, мастер не должен работать за кусок хлеба, затем, материал требовался тонкой работы, то есть, человек должен иметь лишние средства на эти материалы. А так как свободным временем и средствами располагали власть имущие, то они и занимались плетением. Примечательно, что этим ремеслом никогда не брезговали придворные аристократы, словно закрепляя свой статус стоимостью и изысканностью своего труда. Среди мастеров было и немало мужчин, которые не только мастерски плели и шили, но и вносили определенные новшества в эту область. Самым знаменитым «кружевником», пожалуй, являлся герцог Ришелье. Он ввел новую технику шитья, которая так и называется – «вышивка Ришелье». Ремесло кружевниц, ставится в один ряд с ремеслом ювелира, и носить красивые и дорогие кружева становится так же почетно и модно, как носить дорогие украшения.
Настоящий «кружевной бум» Европа пережила в конце XIVв., благодаря венецианским купцам. Они завезли во Францию кружева, которые позднее стали называться ( и до сих пор называются) «венецианскими». Стоили они очень дорого и ценились не только за тонкую работу и красоту, но и считались хорошим вложением денег, ведь они практически не изнашивались. Их можно было переносить с платья на платье, вместе с фамильными украшениями передавать любимым наследникам. И мало кого интересовало, что в самой Венеции эти кружева называли «армянскими». «Шили» их киликийские армяне. Во второй половине XIV века Киликийское армянское царство находилось на грани краха, и многие умелые мастера покидали родину, в поисках лучшей жизни. Венеция была активным торговым партнером Киликии, поэтому кратчайшая дорога привела армянских мастеров в Венецию. Здесь и были изготовлены для продажи венецианские-армянские кружева. Секрет их был открыт только в конце XXвека: к рабочей нити кружевницы добавляли конский волос. Это не просто придавало работе «носкость», но и определенный объем. А ведь для работы требовались только нить и иголка. В отличии от всех остальных кружев, для венецианских не нужно никакой основы.
Кружево по-армянски - «жаньяк», а плетенье кружев- асехнагорц, работа иглой, потому что до сих пор настоящим кружевом считается не шитое, а плетеное иглой.
Таинственные венецианские кружева вызвали настоящий взрыв конкуренции по всей Европе. Один за другим появляются новые виды и названия- кружева алонсонские, брюггские, ирландские, мехельнские. Любители романов начала XIX века не дадут соврать. Они упоминаются на всех туалетах героинь, их вышивают, вяжут крючком, плетут на коклюшках. На долгие годы кружева становятся предметом быта. Появляются особые кружева для мебельных чехлов, для столовых приборов, для постельного белья. Но у нас на родине настоящим кружевом продолжает считаться только игольное кружево. Отношение к нему не меняется, оно продолжает оставаться почетным ремеслом на протяжении всей нашей истории, не теряя своей популярности.
Недавние этнографические изучения показали, что игольному кружеву можно определить регион плетения, точно так же, как по узорам и цветовой гамме ковров можно определить исторический регион плетения ковра.
Особенно известны были две школы в области кружевоплетенья: ванская и каринская. Так как плетеньем украшались в основном белье и столовые скатерти, салфетки, то кружево было белым, очень тонким, нежным. В Армении игольное кружево было городским ремеслом. В более поздние времена, советское время. это искусство продолжало жить благодаря переселенцам из Эрзрумской области в бассейне озера Севан и бывшим жителям Вана. Конечно же, вышивали и по технике ришелье, и гладью, и крестиком. До массового распространения телевидения, вышивание было любимым сопровождением соседских посиделок, а так же самым доступным украшением деревенских домов. Кинематограф тех лет сохранил обрывки быта, да и старшее наше поколение, проводившее школьное лето у бабушек, наверное, помнят вышивки, украшающие столики и «шифоньеры» в доме.
Вышивка иглой до сих пор вызывает живой интерес мастериц. Особенно сегодня, когда ручная работа, считается самой дорогой и престижной. Это радует. Радует не только то, что не теряется и не пропадает старое искусство, но и то, что оно продолжает служить мерилом умелости одних и чувством вкуса других.
Нуне Мхитарян