Диалог между осетинами и армянами вновь актуализируется
Ушедшая неделя была отмечена рядом новостей из жизни армянских общин России и Кавказа, которые требуют актуализации проблематики, связанной с общественными оценками событий на Кавказе в 1990-е годы.
К сожалению, «черными метками» стали убийство русского туриста в Гудаутском районе, националистический пассаж в адрес армян Абхазии от ветерана абхазской войны Джемала Барцица. В то же время подтвердилось намерение Грузии и России приступить к реализации договора «О торговых коридорах».
Как передает «Коммерсантъ», Зураб Абашидзе и Григорий Карасин договорились завершить консультации по имплементации соглашения 2011 года и перейти к оформлению контрактов со швейцарской фирмой SGS, которая будет контролировать движение товаров и грузов из России в Грузию и обратно через «торговые коридоры» по территории Абхазии и Южной Осетии.
Параллельно к этим процессам и эксцессам Министерство обороны РФ выложило в сеть документы о грузино-осетинском конфликте 1991-1993 года.
В свою очередь Посольство Южной Осетии к 25-й годовщине ввода миротворческих сил в Республику разослало пресс-релиз во все дипломатические миссии, аккредитованные в Москве. В частности, в нем сообщалось, что 25 лет назад благодаря усилиям Российской Федерации в Южную Осетию были введены Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ), призванные остановить кровопролитие, чинимое властями Грузии в отношении осетинского народа, воспользовавшегося своим законным правом самому решать свою историческую судьбу.
На фоне всех этих событий крайне актуальной стала встреча Посла Республики Южная Осетия в РФ Знаура Гассиева и Президента некоммерческой общественной организации «Джавахкской диаспоры России Агаси Арабяна.
Встречу эту можно рассматривать в нескольких плоскостях: политической, торговой и гуманитарной.
К сожалению, желание многих игроков внести в кавказский регион стабильность, развивать транспортные коммуникации в том числе и те, что пройдут по территории Южной Осетии, накладывается на драматические последствия локальных конфликтов 1990-х годов, 2008 года.
Очевидно, что воспоминания о грузино-осетинском противостоянии, обострившемся в апреле 1991 года, благодаря националистической политике Звиада Гамсахурдиа, сегодня становятся трудными предлагаемыми обстоятельствами для того, чтобы все участники диалога могли согласованно двигаться вперед.
Агаси Арабян вспомнил трагический эпизод новейшей истории, когда компактное осетинское население Триалети, проживающее в опустевших ущельях по склонам Триалетского хребта, после нападения вооруженных сторонников Гамсахурдиа, было вынуждено спасаться бегством, поскольку его ждало физическое истребление. Горным тропами люди вместе со своими вещами направились на юг, в сторону Джавахетии, где жители этого армянонаселенного региона помогли им, переправили на автобусах в армянский город Гюмри (Ленинакан), откуда те последовали в Беслан.
Лидер джавахских армян России вновь инициирует вопрос признания народом Южной Осетии Геноцида армян в Османской империи в 1915 году, тем более что такая общественная инициатива уже была озвучена политиками Республики несколько лет назад.
Посол Республики Южная Осетия Знаур Гассиев в свою очередь поблагодарил Агаси Арабяна за то, что сегодня диалог между осетинами и армянами вновь актуализируется. Он отметил, что осетины всегда помнят о «братском плече армянского народа». Также он подтвердил, что осетины осознают и разделяют боль армян не только в связи с воспоминаниями о Геноциде, но и о Карабахской войне, где осетины воевали на стороне армян в составе целого батальона в составе 30 человек. Как сегодня говорят сами осетины, это был акт символической, а не масштабной военной поддержки. В то время сами осетины были втянуты в кровопролитное противостояние с грузинскими и ингушскими националистами.
6 бойцов были награждены почетным званием «Герой Арцаха», из них 3 посмертно. Также в Нагорном Карабахе сражались осетины из числа добровольцев.
«Есть политическая подоплека, есть воля осетинского народа, есть однозначные оценки наших историков: все это приблизит Южную Осетию к закреплению в документах фактов Геноцида», - озвучивает позицию Знаур Гассиев.
Агаси Арабян считает, что и армяне России, и представители Южной Осетии могут объединить свои усилия в деле распространения исторической правды.
Действительно, именно гуманитарное измерение становится важнейшим в расстановке новых приоритетов. Память о гибели осетинского мирного населения не только в 1991-1993 годах, но и в августе 2008 года по приказу тогдашнего президента Грузии Михаила Саакашвили, не может быть предана забвению. Только с 1989 по 1992 гг. погибло около 1 тысячи мирных жителей, что составляет свыше 1% населения Южной Осетии, ранено более 3,5 тысяч мирных жителей, что составляет более 3,5% населения Южной Осетии, разрушено 117 осетинских сел. Было убито, пропало без вести около 1 тысяч мирных жителей осетинской национальности, проживавших во внутренних районах Грузии, около 120 тысяч мирных жителей осетинской национальности стали беженцами.
Тема ожидаемого покаяния, признания неправомерности действий грузинских властей более четверти века со стороны народа Грузии еще раз прозвучала за столом переговоров.
Агаси Арабян считает, что и Россия, и Грузия, Джавахк как ее неотъемлемая часть, и Армения, выработали единую политическую волю в деле транспортного сотрудничества, гуманитарных и торговых контактов.
Участок дороги по территории Южной Осетии, которая возникнет как альтернатива той, что ведет через проблематичный Верхний Ларс, даст, как минимум, несколько сотен рабочих мест.
Возможно, тема полноценного гуманитарного сотрудничества возникнет чуть позже, когда обновленные транспортные пути покажут эффективность и пока только финансовую выгоду от первого шага «разблокировки».
Перемирие – это действительно серьезный, глубинный процесс, который связан с неполитическими категориями, такими, как доверие. Пока есть желание Москвы, Тбилиси, Сухума, Цхинвала стать полноправными участниками соглашений. То, что Южная Осетия готова к мирному диалогу со всеми соседними государствами как равноправный партнер, как субъект международного права, - это и подтвердил Посол Знаур Гассиев.
Валерия Олюнина