«Русская Атлантида»: возрождение «затопленного» наследия Александра Таманяна
Армянский музей Москвы продолжает публиковать цикл очерков, посвященных "русскому" наследию гениального архитектора Александра Таманяна.
Как оказалось, в нашем восприятии творческой судьбы Александра Оганесовича есть большой обрыв.
Создалось ложное впечатление, что из Санкт-Петербурга, где Таманян реконструировал армянскую церковь, и Москвы, где он строил на Новинском бульваре дом князей Щербатовых, сразу оказался в Армении. Такие исследования, какие оставил о творчестве Таманяна в России историк архитектуры Юрий Степанович Яралов, к сожалению, сегодня уже не читаются.
До того, как архитектор поехал в Ереван, он построил санаторий для больных туберкулезом в черте сегодняшнего города Жуковский. Армянский музей уже писал об этом. Тема будет продолжена чуть позже.
В 1913 году он построил ансамбль показательной выставки в Ярославле, увы, он не сохранился. Его открывал сам император Николай II. Выставка - единственный пример неорусского стиля в творчестве Таманяна.
Но до этого Александр Иванович Таманов - именно так звали его в России- выполнил значительные работы в Ярославской области в период 1909-1914 годов. Шли они в усадьбах графов Мусиных-Пушкиных (Мологский уезд) Иловна и Борисоглеб. Они не сохранились, затоплены Рыбинским водохранилищем. Это поистине трагические события нашей истории. За одно упоминание слово "Молога"можно было попасть в лагеря. При его создании водохранилища в 1930–1940-х годах было затоплено 700 сел и деревень, более ста храмов, 4 монастыря.
К счастью, сегодня мы можем говорить о том, как в 1940 году при строительстве Рыбинской ГЭС были затоплены семь городов, среди них известные Калязин и Молога. Перед тем, как топили, в Мологе, в этом городе с восьмивековой историей, уничтожили Афанасьевский монастырь. Вместе с этим наследием утонули и шедевры Таманяна. К счастью, потому что эта история имеет поистине чудесное продолжение.
В Борисоглебе Александр Оганесович спроектировал и построил каменный главный дом и службы. Дом был одноэтажный, с колоннами, которые образовывали портики разных форм.
Но нас сейчас очень интересует затопленное местечко Иловна. Где Таманян оформил берег реки Мологи украшенной скульптурами львов каменной набережной с лестницами.
Как пишут краеведы, Иловенская церковь (вероятно, Преображенская, построенная в 1765), была отреставрирована именно Таманяном. Таманян также выполнил для этой усадьбы проекты устройства парка и перестройки главного дома. Однако начатые на главном доме в 1914 работы не были завершены.
Мы знаем почему. Потому что он работал в это время уже над амбициозным проектом города-сада по заказу барона Николая Карловича фон Мекка.
В Иловне Таманян применял классицистические формы, характерные для русских усадеб, при этом включал в них старые постройки, ей и стала церковь в Иловне.
Таманян действительно гений. Ему было не суждено узнать, каким чудовищным бедствием для русской культуры стало создание Рыбинского водохранилища, но …
В марте 2017 года с берегов Рыбинского водохранилища пришла потрясающая новость. Затопленные церкви в Мологе посещают аквалангисты. И даже священники. Облачаются в водолазные костюмы и таким образом совершают паломничества. Результатом еще одной экспедиции стало поистине чудо.
Иловненский православный храм найден. Именно его и реконструировал Александр Таманян.
Как рассказывают исследователи, они обнаружили под водой аркаду набережной. Стены самой усадьбы — практически в первозданном виде. А там, где располагалась каменная церковь, остались одни развалины. Священникам удалось обнаружить небольшой фрагмент колокола с изображением Николая Чудотворца.
Эксперты подтвердили: колокол действительно звучал на территории затопленного храма. Конечно, по такому небольшому осколку, говорят священники, сложно делать какие-то однозначные выводы. Но учитывая уникальные особенности находки, ее вес и приблизительный диаметр, можно сделать лишь предварительные заключения.
Колокол был отлит в конце XVIII века. И, вполне вероятно, что он был создан на заводе Струговщиковых в Москве. Определили это по характерному орнаменту вокруг изображения Николая Чудотворца. Специалисты не исключают, что святыню решат отреставрировать. Это возможно с помощью 3D-моделирования. Странное и очень противоречивое чувство рождает эта история. Для армян она станет, безусловно, сенсацией.
Армянский музей Москвы расскажет вам об этом и других русских творениях Таманяна еще не раз и более подробно
Валерия Олюнина