Мастера эпохи Ренессанса и московская коллекция Белютина: есть ли связь?
Если уж человек увлекся коллекционированием, то в большинстве случаев это пристрастие непременно становится чуть ли не его образом жизни. Объектом коллекционирования может стать что угодно, начиная от спичечных коробков и заканчивая произведениями искусства.
Часто собранные коллекции вносят неоценимый вклад в развитие науки. Писатель Владимир Набоков, профессионально занимавшийся изучением насекомых, внес весомый вклад в знание о чешуекрылых насекомых — бабочках. Часть собранной им коллекции бабочек, находившаяся в Музее сравнительной зоологии Гарвардского университета (США), при помощи ученого-зоолога Н.А. Формозова уже после смерти писателя была подарена Музею Набокова.
Коллекции же таких людей, как Павел Третьяков и Галуст Гюльбенкян, позволяют нам сегодня увидеть воочию произведения искусства великих мастеров прошлого.
В Москве хранится одно собрание работ старых мастеров, покрытое завесой тайны. Это коллекция Белютина. Элий Белютин (1925–2012) — российский художник, учившийся у Аристарха Лентулова, Льва Бруни и Павла Кузнецова. Им принадлежит термин «Новая реальность», давший название собственной художественной школе Белютина. Студия «Новая реальность» стала творческим объединением художников-абстракционистов, своего рода оплот неформального искусства в СССР во второй половине 1950–1970-х годов. Просуществовало оно до 2000-х годов.
Прежде чем рассказать об истории коллекции Белютина, важно подчеркнуть, что это собрание не было научно исследовано, не было проведено исследование работ в инфракрасных лучах, чтобы подтвердить их подлинность. Вся информация о коллекции основывается лишь только на рассказах владельцев — Элия Белютина и его жены Нины Молевой (род. 1925).
Нина Молева в своей книге «В саду времен. 150 лет фамильной коллекции Элия Белютина» пишет, что начало собранию было положено в 1870-х годах. Дед Белютина, художник московской конторы императорских театров Иван Егорович Гринёв, служил исполнителем декораций в Большом и Малом театрах. Он получал большие деньги и ездил в Западную Европу на аукционы, где и занимался приобретениями. В этом деле Иван Гринёв руководствовался советами художников, с которыми работал, — Константина Коровина и Александра Головина. Он хотел создать свой частный музей, вдохновение же для этого черпалось на примере собрания московского купца Сергей Щукина, положившего начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Для этого Гринёв в 1904 году даже построил дом-музей во 2-м Красносельском переулке.
Октябрьская революция 1917 года внесла заметные коррективы в планы Ивана Гринёва. Чтобы сохранить ценности, в 1919 году он спрятал коллекцию на чердаке. В том же году Гринёв умер. Он завещал жене, бывшей княжне Марии Курбатовой, сохранить коллекцию, если не будет крайней нужды. Жена исполнила волю мужа. Коллекция пролежала нетронутой там, где ее спрятал Гринёв, до 1949 года. Вдова прожила всю жизнь, не продав ни единой вещи.
Дочь Гринёва, Лидия Ивановна, была замужем за итальянцем Микеле, сыном оперного дирижера Паоло Стефано Белуччи. Есть утверждение, что итальянская актриса Моника Беллуччи приходится Эмилю Белютину дальней родственницей (Белютин — русифицированная форма фамилия Беллуччи). Итальянские члены семьи начали пополнять коллекцию. Паоло Стефано преподнес молодоженам в подарок «Мадонну с младенцем и Иоанном Крестителем» кисти Джованни Батиста. Микеле Белуччи, ставший в России Михаилом Павловичем Белютином, продолжил пополнять собрание на аукционах по распродаже конфискованного из царских дворцов. Так он купил Веронезе и Тициана.
Сына Лидии и Микеля назвали Элием, или Элигием, в честь католического святого, покровителя золотых и серебряных дел мастеров, чеканщиков, нумизматов и коллекционеров монет. Так попросил итальянский дедушка. Ценную коллекцию Гринёва достали с чердака именно при нем в 1949 году. Новым пристанищем для удивительной коллекции стал дом его жены Нины Молевой на Арбате.
После войны собрание, уже не так тщательно скрываемое, удавалось сохранить благодаря тесным дружеским связям семьи с известными людьми, например, физиками Игорем Таммом и Петром Капицей. Коллекция Белютина и Молевой продолжала пополняться рядом уникальных полотен и других ценностей. Правда и тут все покрыто тайной. Ни одна из многочисленных версий источников и путей приобретения не имеет под собой веских доказательств. Судьба коллекции вполне напоминает детектив: тут и версия с работой Белютина в контрразведке, и попытка ограбления.
Точных оценок коллекции нет до сих пор. В начале 1990-х годов крупнейший независимый эксперт в области старой живописи Эрик Тюркен посещал Москву по просьбе одного аукциониста и видел коллекцию: по его мнению, в ней есть десяток более или менее интересных картин. В 1992 году итальянский издатель Спирали выпустил каталог собрания Белютина, назвав его «одной из самых прекрасных частных коллекций Европы».
ГМИИ им. А.С. Пушкина от предложения Нины Молевой принять коллекцию отказался. По словам хранителя коллекции итальянской живописи, ведущего сотрудника отдела старых мастеров музея, доктора искусствоведения Виктории Марковой, которая впервые увидела каталог коллекции Белютина еще в 1974 году в Италии, где он был опубликован, «в коллекции не оказалось практически ни одного из заявленных владельцами коллекции громких имен, а многие произведения вообще не соответствуют музейному уровню и не представляют никакой исторической и музейной ценности».
В коллекцию Белютина могут входить работы (полотна и скульптуры) мастеров, творивших в разные периоды эпохи Возрождения (Ренессанса), среди них: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициан, Донателло, Эль Греко, Доссо Досси. Также в коллекции могут быть работы художников эпохи барокко: Рубенс, Йорданс, ван Дейк.
Как бы там ни было, правда это или мистификация, но в 2013 году в беседе с корреспондентом «Комсомольской правды» Нина Молева выразила свое желание завещать коллекцию президенту России. Причем «не конкретному человеку, к примеру В.В. Путину, а лицу, занимающему в данный момент этот пост».
Может быть, спустя годы коллекция Белютина повторит судьбу других известных нам коллекций и пополнит собой какое-нибудь музейное собрание. Как знать.
Источники:
1. www.theartnewspaper.ru/posts/1203/
2.artchive.ru/publications/752~Sokrovische_ili_mistifikatsija_kollektsija_Beljutina_zaveschannaja_rossijskomu_prezidentu_ili_chto_delajut_Rubens_i_da_Vinchi_v_byvshej_moskovskoj_kommunalke
3. www.kp.ru/daily/26014/2937483/