Звартноц - армянский собор св. Софии
В армянском языке есть женское имя Зварт, которое переводится как «веселая, радостная». Отсюда не слишком посвященные знатоки армянского языка объясняют название храма «Звартноц» как «Место радости» или «Дом Радости». На самом деле «Звартноц» - «Храм бдящих сил» или «Дом ангелов», так как ангелов Божьих в древней Армении называли «зу артун» - не спящий, бдящий.
Воистину, все памятники старины гораздо красивее смотрятся на картинках: без пыли и палящего солнца Араратской долины. Так думали, наверное, все мои сокурсники в далеком 1980-м, расхаживая между руинами храма Бдящих Сил или просто храма Звартноц. У нас, у первокурсников исторического факультета, шла летняя практика.
С нами были еще художник из Кипра Арутюн Акопян и наш руководитель по фамилии Гарибян. Мы уныло слушали рассказ экскурсовода: «Храм Звартноц является уникальным памятником архитектуры VII в., эпохи завершения формирования армянской феодальной архитектуры.
Храм был построен примерно в 642-653гг. при католикосе Нерсесе III Тайеци (родом он был из области Тайк), получивший прозвище Шинарар - строитель. Бывший военачальник византийской армии, он искал спасение от арабской власти в подчинении византийской церкви, и Звартноц был построен на пожертвование византийской казны. На освящении храма присутствовал сам император Константин III, и благодарственный молебен прошел по халкидонскому образцу".
Но мудрый военный гений полководца Теодороса Рштуни наладил достойные отношения и с арабами и с византийцами, и к имени католикоса-строителя не припало прозвище вероотступника, позволив оcтаться ему в народной памяти Шинараром.
Храм вызывал зависть и восхищение у власть имущих. Сам византийский император захотел иметь такое чудо в Константинополе и увез архитектора с собой. Но, согласно легенде, тот заболел в дороге и умер. А католикос Нерсес успел приукрасить вверенные ему земли, в том числе и свою малую родину - область Тайк.
Сегодня нам достоверно известно, что в середине VIIв. были построены два таких же храма в Тайке- это Княжеский храм и Храм армии, а также храм в Кавказской Албании-Лякитский храм. К сожалению, все эти сооружения не выдержали испытание временем и постояли до Xв.
К сожалению, народная молва почти ничего не сохранила о небывалом храме Бдящих сил. Мы не знаем даже имени архитектора. Предположительно, звали его Иоан (Յոհան), эта надпись сохранилась на одной архитектурной детали. И надо признаться, не интересуемся человеком, который в начале XXв. спас это чудо архитектуры от полного забытия. До начала XXв. место это было покрыто толстым слоем земли, образующей небольшие холмы. Раскопки начались в 1900-м году под руководством великого Тороса Тороманяна и его верного помощника- священника Хачика Дадяна.
Имя Тороманяна достойно особого упоминания и особого рассказа, отметим только, что будучи основоположником исторической архитектуры Армении, участником раскопок Ани (работал с Н. Марром), руководителем раскопок Звартноца: он до сих пор не занял подобающее место в нашей архитектурной науке.
Результаты раскопок были поразительны и не всем внушали доверие: круглый храм! По счастливому стечению обстоятельств, именно в это время Николаю Марру удалось на раскопках Ани найти знаменитую статуэтку царя Гагика Великого- с макетом храма такого же типа в руках. Увлеченный красотой Звартноца, через четыреста лет после постройки анийский царь Гагик I (990-1020гг.) приказал придворному архитектору Трдату построить такой же в своей столице. Так появился Гагкашен- храм-«близнец» Звартноца. Доказательство теории Тороманяна было найдено: в VIIв. в Армении формируется новый архитектурный стиль. Какой он?
Наш экскурсовод продолжап: «Крестово-купольная, но этот равносторонний крест вписан не в прямоугольник, как в храмах Эчмиадзин, Аван, Рипсимэ и т. д., а в круглую, снаружи многогранную форму. Этот крест образует полукругло расположенные колоннады, шесть колонн в каждом полукруге. Колонны увенчаны капителями, украшенными плетенкой. В местах схода полукруглых сторон стояли мощные пилоны. Позади каждого из четырех пилонов стояло по одной колонне, увенчанной капителью с изображением орла с распростертыми крыльями».
Это, пожалуй, самые известные капители в истории Армении. И тем более непонятно их присутствие на колоннах храма, построенного на деньги чужого августейшего монарха, народом находящемся под игом арабских завоевателей.
Как говорится, свято место пусто не бывает. Согласно рассказу Агафангела, именно на месте храма стояло святилище языческого бога Тира- покровителя науки и толкователя снов. А по историку Себеосу, на этом пустыре царь Трдат Великий приветствовал вышедшего из Хор Вирапа Григория Просветителя и принял от него благословение. Археологические раскопки обнаружили здесь клинопись ванского царя Руса II (VIIIвек до н.э.), гласившую о постройке канала для орошения царских виноградников.
Конечно же, не обошлось без легенды. Молва приукрасила случайно сохраненное имя архитектора (?) достойной легендой, подобной легендам создания Тадж Махала или Покровского собора Согласно легенде(поэт Г. Сарян превратил в ее целую поэму), усталый, измученный, отдавший своему творению себя всего архитектор Иоан, после завершения работ поднимается на купол храма и бросается вниз. Понимая, что уже не построит ничего лучше и прекраснее, он уходит из жизни на пике своей славы, не умаляя своего величия в делах дальнейших.
На самом деле Звартноц хранит много тайн. Это и солнечные часы, и место захоронения мощей Григория Просветителя, и капители с орлами и самое главное: очень красивый, абсолютно новый архитектурный тип, к сожалению полностью забытый и похороненный под развалинами в X веке!
Когда мы уже садились в раскаленный под полуденным солнцем автобус, парон Арутюн показал нашему руководителю остатки каких-то косточек и шепнул: «наверняка от животных для заклания с тех самых времен». Наш дорогой тов. Гарибян засмеялся от всей души: « Рассказывали, что иеромонах Дадян так продавал наивным приезжим всякую чепуху вместо археологических находок, чтобы хоть какие-то гроши наскрести для продолжения работ. Воистину, грех был угоден Богу, если до сих пор люди ищут здесь чудес».
Да, чудес. А ведь чудо происходило у всех на глазах. Один чудотворец построил это чудо, другой воссоздал, воскресил. И никто не понял, что произошло чудо.
А может, это и есть показатель истинного величия: велик не тот, кому воздается, а велик тот кто верно, безоглядно служит своей идее, отдавая всего себя и взамен не требуя ничего. Не потому, что не догадывается требовать, а потому что прекрасно понимает: невозможно никакое вознаграждение! Его просто не хватит!
Нуне Мхитарян