Кинозал Армянского музея: «Давильня» - терпкий вкус войны

Кинозал Армянского музея: «Давильня» - терпкий вкус войны

22-го июня 1941 года для наших отцов и дедов началась самая жестокая, самая кровопролитная война: Великая Отечественная. И хотя того Отечества уже нет, но память о войне живет. Живет тот народ, который воевал неистово, исступленно, не щадя жизни, не уклоняясь от ударов. И ждал мира, ждал конца войны с первого дня ее начала. Конец пришел, но память осталась и каждый раз возвращается к нам на страницах учебников и книг, с экранов и театральных сцен. Уже стали классикой многие фильмы о той войне.

Многие из них сняты режиссерами - ветеранами той войны. Потом, в 70-е, произошла смена поколений, пришли на съемочную площадку их сыновья-дети войны. И они четко показали, что война- это не тыл и фронт. Война - она повсюду: на заводах за Уралом, на пустынных улицах и железнодорожных станциях самых далеких городов и деревень,  в окнах с переклеенными белыми бумагами крест на крест, в черных громких репродукторах - «от советского информбюро».Война шла по всей стране. И надо было выстоять, не согнуться, держать спину, остаться человеком, и верить, верить и ждать.

 

Мы все, наверное, помним пронзительные кадры из фильма Генрика Маляна  «Треугольник», но сегодня поговорим о другом, менее известном фильме Баграта Ованнисяна «Терпкий виноград» (армянский вариант названия - «Давильня»).

Фильм снят в 1973 году. В основу сценария Рубен Овсепян положил свой рассказ «Наша норма обеда» и повесть «Крик». Режиссер фильма - Баграт Ованнисян, художественный руководитель картины - Андрей Тарковский. К сожалению, этот фильм, как и многие жемчужины армянского кинематографа 70-х, в то время прошел незамеченным. И только сейчас возвращается к нам через сито времени.

Из кадра убрано все лишнее, оставлено очень много пустоты и запустения, которое возникает в доме при отсутствии хозяйских рук. Мужчин в городе мало, в основном, старики и инвалиды, молодых вовсе нет. Сиротливо звучит сигнал приближающегося поезда.  Война дошла до глухого, маленького армянского городка.

Не пересказывая содержание фильма, остановимся только на ключевом эпизоде: приезжает на побывку житель, на имя которого уже приходила похоронка.  Улетучивается вся пыль равнодушия и усталости: значит - возможно, значит не зря его сын упорно ходил встречать поезд, отказался от обедов для семей погибших, значит, надо ждать, похоронки лгут, они все вернуться, а как же иначе?

А кто же соберет виноград? Кто в давильне выжмет сок? Должны вернуться. Потому что их ждут. Ждут их родные, близкие, ждут старые стены, улицы, пустые станции, сады. Словно в подтверждение показанному, фильм завершается панорамой Мармашенского храмового комплекса с высоты птичьего полета. Два храма стоят рядом - большой и маленький, старший и младший. Так и должно быть. Рядом, вместе. Не подводить, не обмануть, не уходить.

Посмотрите фильм вместе с нами, и пусть не смущает вас финал картины. Подумаем лучше о силе человеческого духа, о достоинстве, о любви к родному дому, к своей Родине.

Нуне Мхитарян

 

 

Кинозал Армянского музея: «Давильня» - терпкий вкус войны