Кинотеатр музея. Корюн Нагапетян и "двадцатка" московских авангардистов

Кинотеатр музея. Корюн Нагапетян и "двадцатка" московских авангардистов
Корюн Нагапетян. "Ялтинский передел мира", 1988 г. 

Корюн Нагапетян. "Ялтинский передел мира", 1988 г. 

Так кто же этот художник, Корюн Нагапетян, о котором в том числе и создан этот фильм?

Корюн Нагапетян руководил «Горкомом профсоюзов на Малых Грузинах», который являлся, по своей сути, первым своеобразным «островком творческой свободы» в Москве 70–80 годов.

В последние годы своей жизни художник стал отдаляться от живописи и занялся научной публицистикой. Он написал книгу «Вторжение Земли в Гелиосистему», где предложил читателям новую концепцию происхождения Земли, зарегистрированную в Роспатенте как «Ноу-Хау». В ней нашли отображения и область изобразительного искусства, и система взаимосвязи Земля — Человек — Космос, и шрифтовая культура. О ней мог говорить часами. Он считал, что в шрифт можно заложить информацию, найти в нём исцеление и обрести чувство патриотизма. Он мечтал, что 30 созданных им шрифтовых гарнитур когда-нибудь войдут во все компьютеры мира и смогут закодировать любую нацию на добро и прогресс путём изменения начертания букв.

Нагапетян был также известным общественно-политическим деятелем: выступал на многих митингах в 90-е годы.  С тех же трибун, где произносили свои речи Борис Ельцин и Андрей Сахаров.

Но политические симпатии художника охватывали не только глубоко национальные интересы. Он выступал и в поддержку курдов, находящихся в оппозиции Турецкому правительству, и в защиту китайских студентов после известных событий на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 г.

 

Корюн Нагапетян. "Эмбрионы", 1973 г. 

Корюн Нагапетян. "Эмбрионы", 1973 г. 

Нагапетяну делались неоднократные предложения баллотироваться в депутаты Верховного Совета, а затем и в Думу, но он упорно отказывался. Являясь по своему характеру лидером, он боялся потерять свою индивидуальность среди массы новоиспеченных парламентариев, да и искусство он считал выше политики. Художник всегда хотел быть в центре событий, где бы они ни происходили, и какими бы опасными последствиями для него не грозили.

Корюн Нагапетян был наиболее энергичным членом группы активистов, которые в начале 60-х годов, в условиях всесилия тоталитарной системы, тайно организовали армянские землячества в Москве. В конце 80-х годов новый стимул к национальной самоорганизации московские армяне получили вместе с началом карабахского движения и митингами в его поддержку на армянском кладбище в Москве.

13 марта 1988 года Нагапетян вместе с М. Шамировым и В. Огаджаняном сформировали из наиболее активных участников митингов первую серьёзную организацию московских армян — Комитет «Карабах», который явился катализатором для активизации процессов образования множества московских армянских общественных организаций.

 В 1999 году Корюн  был убит в своей квартире-мастерской неустановленным преступником. Являясь вдохновителем ежегодных пикетов у Турецкого посольства, он до конца своей жизни активно боролся за официальное признание Геноцида армян. Похоронен на Армянском кладбище в Москве.

Кинотеатр музея. Корюн Нагапетян и "двадцатка" московских авангардистов