Сокровища Нукуса: выставка в ГМИИ имени Пушкина

Сокровища Нукуса: выставка в ГМИИ имени Пушкина

На выставке в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина нас ждет порядка двухсот произведений живописи и графики, которые относятся к авангардному и поставангардному периоду советского изобразительного искусства. Кроме того, в число экспонатов входят предметы археологии из фондов национального декоративно-прикладного музея искусств Каракалпакии (Узбекистан). Музей был основан в 60-е годы прошлого века Игорем Савицким, который принимал участие в Хорезмской археолого-этнографической экспедиции.

Создатель музея в Нукусе – Игорь Савицкий (1915–1984), художник, собиратель живописи, графики и предметов народно-прикладного искусства, ставил перед собой цель показать, как зарождалось станковое искусство в Узбекистане после революции. Его усилиями начала складываться коллекция ориенталистского искусства, называемого «туркестанским авангардом». Также Савицкого привлекали работы художников, для которых пребывание в Азии было ярким, но эпизодическим явлением. На выставке в Пушкинском музее будут представлены работы мастеров объединения «Бубновый валет» Р. Фалька, В. Рождественского, А. Куприна; представителей «туркестанского авангарда» – А. Волкова, У. Тансыкбаева, Н. Карахана, А. Николаева (Усто Мумина), В. Уфимцева, которые стремились выработать свой особый художественный язык для передачи пафоса созидательных перемен в Средней Азии. Специально для выставки в Москве впервые покинет Нукус картина В. Лысенко «Бык», ставшая символом музея.

Позднее внимание Савицкого стали привлекать поставангардные направления, в том числе и творчество московских художников, остававшихся за границами официально признанного социалистического реализма, например, яркие и талантливые представители так называемого вхутемасовского потерянного поколения: Л. Бакулина, Б. Голополосов, А. Козлов, Д. Лопатников, Н. Григорьев, Н. Тарасов, Ю. Щукин.

Дополняют тему «потерянного поколения» творчество тончайшего живописца М. Соколова; примитивистские работы Е. Ермиловой-Платовой; ученицы П. Филонова А. Порет; участников группы «13» А. Софроновой, Б. Рыбченкова – художников, стилистически довольно разных.

В графической части экспозиции представлены кубофутуристические эксперименты одной из амазонок русского авангарда Л. Поповой, супрематические композиции П. Соколова, антропоморфные построения Г. Ечеистова.

На выставке возникает своеобразный диалог между живописными произведениями, археологическими экспонатами и предметами декоративно-прикладного искусства. Зрители увидят ритуальные и бытовые предметы: оссуарии (костницы), связанные с обрядом погребения в зороастризме; хумы, хумчи и другие гончарные изделия и миниатюрные сосуды, полихромную керамику XIII–XIV веков, антропоморфную глиняную скульптуру, а также уникальные образцы народного искусства – женские костюмы, элементы убранства юрты.

Часть археологических экспонатов была найдена при раскопках в Хорезме – одном из древнейших цивилизационных и культурных центров на территории Узбекистана. Экспозиция дополнена некоторыми археологическими памятниками, хранящимися в Государственном музее Востока в Москве, также найденными в Хорезме.

Экспозиция «Сокровища Нукуса», открывшаяся 5 апреля в музее Пушкина в Москве, является знаковой: шедевры из коллекции Савицкого выставляются за пределами Узбекистана впервые за всю историю существования музея, основанного в 1966 году.

При подготовке выставки не обошлось без политики. Открытие экспозиции было приурочено к визиту президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Москву 4-6 апреля. Узбекский президент подарил Владимиру Путину красочный альбом о музее Савицкого, и они вместе посетили выставку.

Экспозиция призвана показать, что Узбекистан – это не только хлопок и трудовые мигранты, а также хранитель и пропагандист вызывающего зависть культурного наследия.

Российский искусствовед Ольга Спиридонова, посетившая выставку в Москве, сказала EurasiaNet.org, что переговоры о показе этих работ в России велись в течение восьми лет. И только теперь с изменением политической ситуации появилась такая возможность.

«Я открыла для себя много новых имен. Невероятная Надежда Кашина с картиной «У Ширдора», Елена Коровай с эфемерными «Бухарскими женщинами», Истомин с его московскими пейзажами. Жаль, что так коротко – меньше месяца. Большая удача увидеть эти работы в Москве», – отметила Спиридонова.

Отбором картин для выставки занималась директор московского музея Пушкина Марина Лощак, которая приезжала в Нукус в январе этого года.

«Их интересовал только русский и туркестанский авангард. Особенно «Бык» Лысенко, «Выход бригады на поле» Александра Волкова и «Убайда» В. Рождественского. Эти картины запрещены к вывозу за пределы музея. Но после переговоров все-таки разрешили выставить их в Москве», – сообщила EurasiaNet.org заместитель директора музея Савицкого Анаргуль Фахриддинова.

Экспозиция знакомит москвичей не только с ранее малоизвестной уникальной коллекцией, но и с замечательной историей ее появления.

На окраине Нукуса на русском кладбище можно увидеть могилу с небольшим памятником в виде статуи мальчика со свирелью. На черном граните едва можно прочесть уже наполовину стертую надпись: «Игорь Савицкий. Гениальному спасателю красоты от благодарных потомков».

Приехав в 1950 году в Узбекистан в составе этнографической и археологической экспедиции, Савицкий принял решение остаться в этих краях.

«Я испытал упоительное чувство свободы. Я ездил по всему Узбекистану, искал шедевры, которые современная история обрекла на безвестность», – напишет он позже в своих мемуарах.

В 20-х годах прошлого века в Узбекистан устремился большой поток художников из России: М. Курзин, Е. Коровай, Н. Кашина, В. Уфимцев, П. Беньков, В. Лысенко и другие. Художники бежали от кремлевской цензуры и давления официального соцреализма. Именно они и создали школу художественного авангарда и узбекскую школу живописи. Это были запрещенные работы художников, не изменивших своим принципам. К ним присоединились и местные художники Александр Волков, Урал Тансыкбаев, Александр Николаев.

«Это искусство потерянного поколения, которое в сущности никто не знал, и которое открыл Савицкий. Только там, в песках, куда никто не может добраться, можно было открыть такой музей», – сказала EurasiaNet.org заместитель директора музея Фахриддинова.

Имя Савицкого особо почитается в Каракалпакстане – унылой автономной республике в составе Узбекистана, где расположен этот музей. Усилия этого человека прославили Каракалпакстан, но при жизни он был для простых каракалпаков просто «старьевщиком», потому что бродил по каракалпакским аулам и собирал старые национальные одежды, украшения, ковры и предметы домашней утвари. Из всего этого получилась уникальная коллекция народно-прикладного искусства каракалпаков, которая теперь является частью музея и гордостью жителей республики.

По мнению Фахриддиновой, Савицкий, кроме картин русских и узбекских художников авангардного направления, по сути, спас исчезавшие на тот момент образцы каракалпакской этнографической одежды и ювелирного искусства.

Каракалпакский художник Базарбай Серекеев считает себя счастливым человеком. Ему удалось поработать с Савицким, который называл его своим учеником. За свою 50-летнюю творческую карьеру Серекеев успел получить множество официальных наград и званий. Но самой главной наградой своей жизни он считает 88 картин, которые находятся в нукусской галерее.

Из хранящихся в музее Савицкого порядка 50 тыс произведений живописи выставлено всего 3% работ. Сколько из них нуждаются в реставрации, не знают даже в самом музее. Реставраторы утверждают, что лучше восстанавливать те картины, которые еще можно спасти. При этом некоторые произведения будут навсегда утеряны.

Гулайим Кабулбекова, одна из трех художников-реставраторов музея, работает над реставрацией картины Оганеса Татевосяна «Каттакурганское водохранилище», написанной в начале 40-х годов прошлого века.

«Когда мы берём каждую картину, мы думаем о том, как не испортить работу, а, наоборот, вернуть её к жизни, восстановить то состояние, которое было создано художником. Например, считалось, что работу каракалпакского художника Амангельды Утегенова «Родной аул» невозможно было восстановить. Но мы в течение пяти лет смогли отреставрировать эту картину», – отметила Кабулбекова в разговоре с EurasiaNet.org.

Музей Савицкого остро нуждается в средствах, чтобы сохранить и отрставрировать хранящиеся в нем произведения искусства. Выставка в Москве может помочь с поиском средств, а также исполнить мечту Савицкого о том, чтобы показать экспозицию как можно большему числу ценителей.

«Я собрал коллекцию, которую в Советском Союзе не посмел бы выставить. Придет время, и в наш музей будут приезжать со всего мира», – написал Савицкий в своих мемуарах.

Музей в 2016 году посетили более 100 тыс человек, и половина из них – зарубежные туристы.

«Наш музей – это кладезь для научной и исследовательской работы над собранием авангарда. Вся работа еще впереди. Возможно, московская выставка определит какую-то перспективу на будущее», – отметила Фахриддинова.

Выставка «Сокровища Нукуса» продлится до 10 мая, но, по информации музея Савицкого, московские организаторы отправили официальное письмо с просьбой продлить экспозицию. Пока Министерство культуры Узбекистана не ответило на данное обращение.

Выставка демонстрирует лишь небольшую часть уникального собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан, которое сегодня насчитывает около 100 000 экспонатов. Как и мечтал И.В. Савицкий, музей в Нукусе стал одним из крупнейших в Узбекистане, привлекает посетителей со всего мира и имеет все возможности превратиться в международный музейно-исследовательский центр по изучению своей обширной коллекции.

 

Подготовлено с использованием материалов с официального сайта ГМИИ имени А. С. Пушкина и портала eurasianet.org

Сокровища Нукуса: выставка в ГМИИ имени Пушкина