Политика и культура: уроки Пальмиры для Еревана

Политика и культура: уроки Пальмиры для Еревана

Уничтожение культурного наследия осуществляется Исламским государством (запрещенная в РФ организация) с 2014 года. Некоторые ценные вещи из зданий направляются на черный рынок для финансирования деятельности организации, остальное – культурный геноцид, политический бунт против культуры.

Мы навсегда потеряли центральную библиотеку Мосула, в которой хранилось до 10 000 древних книг. Боевики сравняли бульдозерами руины городов Нимруд, Хатра, Дур-Шаррукин, взорвали храмы Бэла и Баалшамина в Пальмире, разграбили сирийский национальный музей, разрушили памятник архитектуры «Врата бога». Это лишь эпизоды нынешней трагедии политики культурного отрицания.

Приход к власти боевиков стал возможен в том числе и по причине хронического авторитаризма, коррупции и преследований политических оппонентов в Ираке и Сирии.

Как соотносятся культура и политика

Эмиль Дюркгейм культуру рассматривал как систему идеалов, норм и образцов поведения, которые регулируют отношения между людьми. Американский социолог Уильям Айзек Томас расширил понятие культуры материальными и социальными ценностями определённой группы, куда входят и установки, и обычаи, и институты.

Георг Зиммель в начале XX века предложил схему развития культуры как основы духовной жизни общества. Жизнь постоянно меняется, создаются новые культурные формы, они кристаллизуются, на их место лезут уже новые основы духовной жизни. Рядом с этой преемственностью поколений и происходит различная политическая борьба и метания.

Таким образом, культура — это тот фильтр, сквозь который мы воспринимаем информацию и принимаем решения.

Политика государства направлена на сферу культуры и сопутствующего ей искусства. Благодаря этой системе таланты становятся гениями, придворные поэты становятся всем, а искусство из творчества и дизайна превращается в маркеры национального самосознания.

Государство требует от культуры формирования общенациональной картины мира, ее поддержания и воспроизведения в форме традиции, развития и приспособления к меняющейся внешней среде.

Также государство экспортирует культуру в целях защиты национальной картины мира от влияния более сильных культур, пропаганды в целях улучшения взаимопонимания или насаждения собственной культуры.

Армения: политика культурного выживания

Согласно классификации, армянская культура преследует цель самосохранения, ее базис определяется каждым субъектом самостоятельно – когда это «таш туш», а когда и потрясающая выставка молодых армянских художников. Но это – внешнее представительство, можно только радоваться, что оно есть и развивается самостоятельно без государственного регулирования.

Внутренняя культурная политика Армении находится в перманентной борьбе с провластными элитами. Историческое и культурное наследие Еревана сохраняется в фотографиях, однако в 2798-летнем Ереване уже невозможно найти хотя бы одно 200-летнее здание. Северный проспект, Молодежная палата, ресторан «Арагил», Крытый рынок, цирк, кинотеатр «Звартноц», здание Африкянов…

Любую систему характеризует не ошибка. Любую систему характеризует реакция на ошибку.

Стратегия представителей армянской власти очень выгодна для элит в краткосрочной перспективе, думающей только о себе. Расплачивается за нее всегда не власть, а страна — как это видно на множестве примеров.

Дорвальд Атоян

Фотографии журналиста Айка Бананджяна
 

Политика и культура: уроки Пальмиры для Еревана