Армянский Геноцид в зеркале мирового антивоенного искусства

Армянский Геноцид в зеркале мирового антивоенного искусства

Тема Геноцида в армянском искусстве присутствует как константа, постоянный знак, черная метка. Среди живописных шедевров - работы Альберта Овсепяна ( «1915 год»), Ерванд Кочар («Ужасы войны»), Альберт Парсанян («Туманян и мигранты»), Арам Даниэлян («Геноцид»), Аваг Айрапетян («Миграция»), Зулейка Бажбеук-Меликян («Процессия»), Гриша Торосян («Плач»). Трагические сюжеты разработаны во многих техниках. Среди избранных красок преобладают ахромные цвета черный, белый, серый и красный и охристый цвет. Последний часто несет две смыслообразующие интонации: тему смерти, распада, гниения и, напротив, тему божественной эманации, любви, света и преодоления. Есть художники, которые тему Мец Егерна прорабатывают во взаимосвязи с прошлым и будущим. Показывая, кем был народ-созидатель, что ему пришлось преодолеть и кем он, безусловно, станет.

Армянский музей Москвы и культуры наций предлагает вам взглянуть на несколько известных полотен в контексте известных шедевров живописцев мира. Среди авторов – Пабло Пикассо, Василий Верещагин, Эдвард Мунк.

Не смотря на то, что тема армянской трагедии самодостаточна и часто изолирована, тем не менее, есть соотношение между подачей темы ужаса, смерти выдающимся норвежским экспрессионистом Эдвардом Мунком и Арменом Чилингаряном. Их молчаливый и одновременно кричащий прием позволяет нам сравнить две работы – «Крик» Мунка и «Мигранты» Чилингаряна.

Известна атмосфера пионера экспрессиониста – тревога и отчаяние. Мунк родился 12 декабря 1863 года. Это время вооруженных восстаний армянского населения в Зейтуне летом 1862 года, в провинции Муш в 1863 году. Маленький Эдвард не был рожден в военное время, но боль и страдания познал уже в раннем возрасте. В 1868 году чахотка свела в могилу мать Мунка (ей было всего 33 года), а в 1877 году – его старшую сестру Софи. В старости художник вспоминал: «Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели». Он поступает в Королевскую школу рисования. Потом едет в Париж изучать работы импрессионистов и постимпрессионистов, устраивает скандальную выставку своих работ в Берлине. Первая выставочная картина «Мунка» - «Больной ребенок» в 1886 году. Она подвергается шельмованию со стороны художественных критиков. В 1893 он снимает мастерскую в Берлине и начинает работать над серией «Фриз Жизни», куда вошло его самое прославленное полотно.

В излюбленной технике мастера – текучесть линий, которая обеспечивается длинным и волнистым мазком и особенностями материала – краска жидко разводилась и наносилась «многослойно». Черты этот шедевра, предвосхитившего все ужасы кровавых потрясений XX века, «нескончаемый крик самой природы», мы находим у Армена Чилингаряна. Армен Аршакович родился в 1916 году, и был известным театральным художником. В его полотне «Мигранты» тоже есть эти текучие линии. Они словно повторяют очертания белых покрывал на голове армянских женщин. В прорисовке фигур есть тоже отсыл к наследию Мунка – традиционное прикрывание рта ошмагом. И если у Мунка в картине все дрожит, вибрирует и уносится на большой скорости в историческую перспективу, то у Чилингаряна молчание говорит о том, что мир не слышит армянской боли, он глух. Поэтому все эти пересекающиеся волнистые линии «тормозят» движение мигрантов вперед, запутаны, позади и впереди ничего для них нет. Есть разрастающаяся боль погибающих в пустыне.

Картина Мери Овелян-Акопян «Панихида по погибшим в Дерзоре» и Сирун Василян-Ерицян «Бог войны» встают в контекст полотен выдающегося русского баталиста Василия Верещагина. Взглянем снова на его полотна «Апофеоз войны» и «Побежденные. Панихида».

Верещагин почти никогда не изображал сражения, это было присуще его творчеству в целом. Некоторые искусствоведы склонны рассматривать «балканский цикл» как вызов панславянской пропаганде. Слишком большую цену заплатили русские солдаты за помощь болгарам в освобождении от турецкого ига. Сам Верещагин, делая зарисовки в походный альбом, подвергаясь опасности, участвуя во множестве сражений, был тяжело ранен и чуть не умер в госпитале.

Картина Василия Васильевича посвящена панихиде над телами убитых русских солдат. Это происходило на глазах художника в то время, когда «Плевна. Карс», «Карс. Плевна» — все твердили в народе.  Русский солдат – победитель. А между тем только в третьем плевненском бою 12 тысяч убитыми! Если положить их плечо к плечу, то составилась бы дорога в 8 верст – чем не проспект для триумфального шествия.

На картине Мери Овелян-Акопян одинокий армянский пастырь ходит по пустыне Дер Зор, печально известной тем, что здесь гибли депортированные беженцы умирать от ран и болезней. Желтое, тусклое, бугристое поле, над которым совершает обряд русский священник, сопровождаемый офицером, также трагичен и пустынен, как и место, выбранное младотурецким правительством для гибели женщин, стариков и детей. От рук палачей, от голода, эпидемий. Горе было так велико, что местные арабы укрывали в своих семьях армянских детей.

При этом ни Верещагин, ни Мери Овелян-Акопян не изображают на полотнах человеческие жертвы. Экспрессия достигается тем, что размытые бугры на поле битвы русских и османов, осыпающаяся поверхность склонов Дер Зора будто втягивают в себя убитых. Почему Мери Овелян выбирает для своего художественного повествования сюжет, который уже был разработан? Возможно, потому что оба полотна посвящены войне с турками.

На раме картины Верещагина сделана надпись «Посвящается всем великим завоевателям –прошедшим, настоящим и будущим». Картина была написана в 1871 году. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Замысел был связан с Тамерланом войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов, однако картина не носит конкретно-исторический характер.. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда он приказал каждому воину из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено семь пирамид из голов.

По другой версии, известная картина «Апофеоз войны» была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей. В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где он состоял прапорщиком при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. Россия тогда покоряла эти земли, и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, вызвавшие у него сострадание и человеколюбие.. Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров, и появилась картина «Апофеоз войны».

В картине Верещагина больше публицистичной, газетной, как бы будничной подачи. «Апофеоз войны» мы оцениваем как достоверное фотосвидетельство, как исторический артефакт. В живописном «Боге войны» Сирун – яркие краски жизни, которые вынуждены гибнуть.

Полотно Тиграна Токмаджана «Весна 1915 года» по композиции и подаче характеров очень напоминает картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Разноликие, разнохарактерные армяне не стали толпой. Они и в горе едины как тело. Действуют как один организм. Отшатываются или в мольбе пытаются сами вознестись на небо, потому что до смерти еще нужно дожить. Возможно, картина Тиграна Токмаджяна, Заслуженного художника Армении, широко известного своими работами за фресковые рисунки в Ереване и сирийском Алеппо, самая сильная и беспощадная по отношению к зрителю, написанная на тему Мец Егерна.

Карл Иванович Брюллов создал свой шедевр в 1833 году. Он посетил Помпеи в 1828 году. Трудно назвать картину, которая пользовалась бы у современников таким же успехом, как эта.

Прижимающие детей и Библию к своей груди армяне, оставляют нас с вопросом, почему не смотря на величайшую трагедию римского города наш глаз видит уходящую красоту, а в полотне Токмаджана только горе и смерть. Потому что зверь в облике человека способен нанести человечеству такую же или еще большую травму. Если рассматривать обе картины вместе, то, кажется, что турок соревнуется с жестокостью природы и побеждает.

В зеркале антивоенных шедевров мира видно, как картина Ервада Кочара «Ужасы войны» своей зашифрованностью смыслов перекликается с «Герникой» Пабло Пикассо.

Деятель испанского и международного коммунистического движения Долорес Ибаррури говорила о картине Пабло Пикассо: «Художник показал зверское лицо войны, отражение той страшной действительности в абстрактных формах, и она по-прежнему в нашем антивоенном арсенале». Единственный сын Долорес Рубен в рядах Красной Армении погиб в 1942 году под Сталинградом.

«Армянская Герника» существует: художница из Чикаго Джеки Казарян создала посвященное жертвам геноцида армян полотно в рамках “Проекта 1915”, в основе произведения знаменитая “Герника” Пикассо (1937 год), посвященная бомбардировке испанской баскской деревни во время гражданской войны в Испании. “Никто бы не узнал, что случилось в Гернике, если бы не было картины Пикассо”, — отметила Джеки Казарян.

Но мы все же обратились к картине Ерванда Кочара. По мастерству и «величию замыслов» Пикассо и Кочар – мастера равновеликие. Жизнь Ерванда Кочара была всегда полна драматизма. Смерть новорожденной дочери, а потом и молодой супруги Вардени, заставляет художника много и напряженно работать. Потом было расставание со своей второй женой и отъезд на родину: тюрьма, запреты, изоляция. Последним живописным полотном мастера становится именно эта картина, написанная в 1962 году. Где мы видим, например, обезумевшую от страха лошадь с деформированной, сплющенной мордой рептилоида. «Ужасы войны», как и антивоенная тема «Герники», исполнена в манере кубизма. В «Гернике» центральное место занимает фигура лошади, падающей в агонии, как будто бы она только что была пронзена копьем или дротиком. Нос лошади и верхние зубы образованы формой человеческого черепа. Под лошадью — мёртвый, по-видимому, расчлененный солдат, чья отрубленная рука все ещё сжимает обломок меча, из которого растет цветок.

В правом нижнем углу «Ужаса войны» поверженная фигура мужчины. Кочар изображает так, будто лишает изображаемого кожи. От этого картина становится еще более экспрессивной.

Мы рассмотрели ряд живописных работ армянских мастеров, включив их и прославленных живописцев Европы в одну систему координат, гуманитарных и художественных.

Валерия Олюнина

Армянский Геноцид в зеркале мирового антивоенного искусства