Украденный кинематограф. Армен Гаспарян критикует армянское кино
В армянской блогосфере идет обсуждение высказываний известного кинорежиссера Армена Гаспаряна в адрес киноиндустрии в Армении. Он участвует в Каннском фестивале не от Армении, а сам по себе. На Канны-2017 кинорежиссер, кинодраматург, писатель и продюсер из Гюмри везет армяно-французский художественный проект «Ключи». При этом он не будет представлять свое творчество в павильоне Армении.
Цитируем Армена Гаспаряна: "Армянское кино есть двух видов: это смесь КВН-Ералаша и новогоднего капустника, но с непременным дебильным пафосом, и есть украденное у Европы, так называемое депрессивное кино, которое обычно снимают девушки-режиссеры в рваных джинсах. Это когда главный герой в дурацкой шляпе сидит на крыше и говорит о глобальных вещах. Когда режиссер , воспевая собственные неврозы, доводит себя до интеллектуального онанизма, то зритель прорывает себе дорогу в девятый вкус и уходит в сериалы. А это очень опасно для маленькой страны!"
В декабре Армянский музей Москвы представлял на сайте документальную ленту мастера "Украденное детство". Эта картина, а точнее, кинематографический слепок драматической реальности, впрочем, бесслезной, с непередавленными эмоциями, в чем-то аскетичный, действительно объясняет мировоззрение мастера. И отвечает на многие вопросы, чем так обидела Армения Армена Гаспаряна, что он перестал отождествлять себя с ее киноискусством. Жесткий, категоричный ответ кинорежиссера армянам, точнее, тот, кто причастен к развалу национального кино, достоин уважения. Или, как минимум, того, чтобы к нему прислушивались.
"У нас разные взгляды на эту профессию и на все то, что происходит вокруг нее, - говорит Армен. -За проект о Геноциде у меня потребовали откат, поэтому я еду по приглашению французской кампании. Система откатов в странах с отсталой экономикой, таких как Армения или Россия, носит массовый характер и имеет место во всех отраслях. Недавно мой документальный фильм «Открытые двери», был в программе одного из ведущих документальных фестивалей «Россия». Там был круглый стол в присутствии масс-медиа, где открыто говорилось об откатах кино в размере 40 процентов. Но поскольку Армения - первое в мире христианское государство и у армян традиционно-грустные глаза, то здесь – 10 процентов. Но схемы разные, которые меня, как продюсера не устраивают".
Армянский музей Москвы предлагает еще раз посмотреть это небольшое, но очень ёмкое по эмоциям и смыслам кино Армена Гаспаряна "Украденное детство".