Что происходит в САРе: разбор диаспоральных полетов
Приезд известного армянского журналиста, заместителя директора Общественного армянского радио Лики Туманян нарушил и без того непростую ситуацию в армянской диаспоре России. То, о чем молчали многие, но боялись спросить, озвучила госпожа Туманян на своем профиле в фейсбуке. Речь идет о ее посещении Союза армян России, правда, не с парадного входа, а в стиле московского публициста старых времен Владимира Гиляровского. В таком ракурсе здание САРа, представляющее одну из самых больших общин мира, представилось журналисту в виде ветхого, маленького, грязненького сарайчика. О чем, собственно, речь? Не о трущобах Хитровки, а о том помещении в центре Москвы, где в подвальном этаже занимаются дети, где дышат вселенской пылью, и пользуются вот такими «удобствами».
Дальше Лика Туманян продолжает: «Это же надо так обнищать и потерять все своё влияние А. Абраамяну, чтобы вот так позорно не суметь выбить мало-мальски нормальное здание для такой амбициозной и помпезной организации, какой представляется САР. Ладно. А на банку краски тоже денег не хватило, господа олигархи, чтобы эти десятилетиями некрашеные рамы починить или сломанную плитку заменить? Упаси боже думать о замене или ремонте?! Как говорил Филос Сократ, ничего слишком… аскетизм и нищета — наше все. Видимо, именно так думает руководитель этой недоорганизации».
Это критическое выступление журналиста вызвало реакцию вице-президента САРа Лусик Гукасян, которая была выражена в тот момент, когда госпожа Туманян пила чай со своей подругой, известным фэшн-блогером Анной Мелкумян. Чаепитие, фотографии с которого были опубликованы в блоге Туманян, сразу превратилось в безумие, когда в комментарии появилась развернутая реплика Лусине Гукасян. Вот некоторые выдержки: оказывается, Лика «пролезла туда», «шастала», и вообще — «незваная шваль», со «скованным провинциальным реализмом опытом», «человек с аморальными качествами», ну и вишенка на торте — у нее «полумужская-полуженская внешность, которая может негативно повлиять на восприятие образа армянской женщины».
В своем пассаже Лусик Гукасян представила работу САРа как действительно очень важную и стратегически значимую для общественно-политического и культурного диалога двух стран. В то время, когда госпожа Туманян с батистовым платочком «с видом известного персонажа — девушки-дурочки из «Мер Бака» (как было сказано так и не перешедшей на личность Лусик Гукасян), искала в здании на улице Советской Армии, 8/1 чистоту и надлежащее состояние помещений, адекватное замыслу представлять интересы 3-миллионной общины, в это время вовсю кипела работа.
По свидетельству вице-президента САРа, на 2 этаже вице-президент САР Г. Ананянц докладывал об итогах поездки в Краснодарский край, где на днях случился конфликт между армянами и дагестанцами, грозящий перерасти в серьёзные массовые акции. Он встречался с родственниками убитых (трое были расстреляны), с прокурором, замгубернатора, дагестанцами — в результате, удалось локализовать проблему. Все виновные дагестанцы арестованы и им светят конкретные сроки. Впрочем, неудивительно, что вы как представитель армянского радио, об этом ничего не знаете. Не знает об этом, к сожалению, никто, так как мало кого привлекают крики «Волки, волки!».
Вот такой конкретный разговор пошел сегодня, вызывающий обсуждения общины.
Возможно, благодаря энтузиазму общины САР в свое время оправдывал величие замысла. Написание посланий Президенту России в связи с годовщиной Геноцида армян, концерты, спектакли театра Славы Степаняна, творческие вечера литераторов и общественных деятелей — все это важные моменты диаспоральной работы.
При ближайшем рассмотрении деятельность САРа выглядит не столь оптимистично, как эту было высказано в отповеди незадачливому ереванскому визитеру. Не так давно, от САРа отделилась Молодежная Ассоциация (МАСАР), которая была вынуждена искать другую площадку. Напомним, что Учредительный Съезд САР состоялся в Москве 16 июня 2000 года. И с тех пор эту организацию потрясали немногочисленные внутренние конфликты.
Тектонические движения региональных плит дело хорошее, но при этом САР действовал как политическая партия, руководство которой стояло вне критики диаспоральных общественных сил. Нафталином и кондовостью были разочарованы не только молодые силы общины, но и те лидеры, которые хотят перемен. Особенно в их необходимости заинтересованы те армяне России, которые считают, что армяне значительно проигрывают азербайджанским общественным структурам и СМИ в России, что печальным образом связано с агрессией Азербайджана в НКР и по существу нейтральной реакцией Москвы на происходящее.
Сам Президент САРа господин Ара Абрамян, наверное, давно не был в инспектированном Ликой Туманян здании. Возможно, его этот конфликт не заденет вовсе. Слишком много фикции в духе постсоветского периода наблюдается не только в подвальных помещениях, но и на всех уровнях представительства. Бывали случаи, когда заместители бойко отчитывались о присутствии Ара Аршавировича на митингах, посвященных Геноциду армян, в то время, когда его "вообще там не стояло".
главный редактор сайта Армянского музея Москвы Валерия Олюнина