В Армянском музее прошла лекция Лилит Саркисян о художнике Саргисе Мурадяне
В Армянском музее Москвы и культуры наций прошла лекция известного армянского искусствоведа, члена международной Ассоциации арт-критиков и ICOM Лилит Саркисян о выдающемся художнике Саргисе Мурадяне (1927–2007).
Значительная часть лекции была посвящена Комитасиане мастера: в частности, его самому известному полотну «Комитас. Последняя ночь» (1956). Это было время, когда тему Геноцида в армянском обществе поднимали приглушенно. Примечательно, что возле попавшей в Москву на Дни армянского искусства картины познакомились ее создатель и поэт Паруйр Севак. Эти два выдающихся человека стали большими друзьями. После гибели автора «Несмолкаемой колокольни» Саргис Мурадян расписывает его дом-музей в Зангакатуне. Также Севак станет героем его картины «Беспокойная ночь»: поэт, согнувшись, сидит в одиночестве на земле, которая написана так, как край планеты, и о чем-то напряженно размышляет.
Саргис Мурадян в рассказе Лилит Саркисян был представлен ищущим свой путь в самых различных направлениях живописи. Поскольку искусствовед лично знала мастера и много времени провела с ним в беседах, посетители лектория Армянского музея смогли увидеть в презентации самые различные полотна: от юношеских, ученических, до зрелых, и даже незавершенные, в которых есть яркое публицистичное высказывание.
Картину «Сумгаит» (1988) мало кто знает даже из круга ценителей творчества Мурадяна. Несмотря на то, что он оставил ее незавершенной, высказывание это состоялось. Конечно, по силе животной экспрессии эта картина шокирует зрителя не так, как фотографии армянских погромов в Азербайджане. В круге мужеподобных черных зверей Мурадян рисует обнаженную девушку. Толпа улюлюкает, из нее на жертву остервенело рвется пёс.
Лилит Саркисян представила эскиз дипломного проекта Мурадяна «Аварайрская битва» (1951). Мастером молодого Саргиса был сам ректор Ереванского государственного театрально-художественного института Ара Саркисян (выдающийся скульптор, гравёр), он не разрешил своему одаренному студенту начинать свой путь с изображения трагических событий армянской истории. Он, признанный мастер, чьи работы известны в Европе и одна до сих пор украшает Вену, долгое время скрывал свое участие в операции «Немезис».
Если мы сравним проект и то, что получилось у него из эскиза в триптихе «Сардарапат» в 1977 году, — это два разных живописных письма. В первом Мурадян предстает приверженцем романтического направления в стиле Эжена Делакруа. Пластичный мазок передает вибрации боя, энергии, но тут, как в известном стихотворении Лермонтова «смешались в кучу кони, люди…» В «Сардарапате» мастер больше прорисовывает детали, возможно, уместно сам героический символический дух этой картины сравнить с полотнами Григора Ханджяна, долгие годы дружившего с Мурадяном семьями.
Вот другое направление живописи мастера, в «суровом» стиле. Картина «Воспоминания» (1958). Этот стиль получил свое развитие в советской живописи на рубеже 1950–60-х годов. Мастера этого направления ориентировались на изобразительное искусство СССР досталинского периода (1920-х гг.): в первую очередь, творчество Александра Дейнеки и Георгия Нисского. В картине Мурадяна угадывалась поэтика, схваченная у мастера стиля Виктора Попкова. «Воспоминания» кажутся монохромными. Красный цвет здесь выглядит не живописным, а графическим. Двое стариков словно застыли в кадре фильма, тема смерти и войны звучит опосредованно, через фотографию не вернувшегося сына.
Городские зарисовки, написанные в гуще ереванской толпы, пейзажная лирика с обнаженной фигурой молодой девушки — «Пробуждение» (1963), немного странные, как будто из сна видения художника о судьбах молодого поколения… Картина «Перекресток» показывает Ереван несколько инфернальным, придуманным. Площадь в армянской столице с усиленным красным цветом здания из туфа похожа на итальянские площади Кирико. В центре — две девушки, одна из них дочь Мурадяна.
Ее зовут Гоарик, многие знают эту женщину, она работает в Матенадаране. На картине Гоар, как представитель продвинутой молодежи, в белых джинсах. Но лица подруг выписаны в ренессансном стиле — это «уравновешивает», казалось бы, интеристорическую зарисовку. Мастер действительно любил переклички с великими мастерами прошлого, не только современниками. На другой известной картине он изображает Гоарик. Посмотрите, она действительно похожа на Чичелию Галлерани — одну из возлюбленных Лодовико Сфорца, известную по работе Леонардо «Дама с горностаем».
Говорить о творчестве варпета можно бесконечно: он оставил нам много загадок и способов познавать его разноликий мир: то предельно жесткий, прямой по выражению месседжа, то ищущий, как это часто прописано в его открытой двери посреди мироздания. Куда она ведет? Лилит Саркисян считает, что жизнь и творчество мастера требуют продолжения изучения. Сегодня в Ереване открыта Галерея Саргиса Мурадяна на улице Исаакяна, 38.
Валерия Олюнина