«Потому что турок не поёт hоровел»: отзывы на публикацию Армянского музея Москвы
Широкий отклик в блогосфере вызвала публикация Армянского музея Москвы и культуры наций «Почему турецкий хлеб пахнет кровью?» (автор В. Олюнина).
Среди отзывов — мнения самых разных читателей не только о том, что отношение к земле, хлебу в Армении и Турции различно, но и о том, как происходит сегодня армяно-турецкое экономическое сотрудничество, как вывести армянскую экономику из стагнации.
Мы приводим ниже подборку самых интересных высказываний на тему.
Читатель инстаграма Армянского музея Москвы nastasia_erebuni считает, что все турецкое пахнет кровью. Она выступает против того, чтобы армяне покупали турецкие товары. Она проживает в США и видит, как армяне открывают свои магазины с привычными им турецкими товарами. Ей отвечает janna_ar, она считает, что в этом —проявление «генетической глухоты». Также она задевает вопросы отсутствия генетической памяти и европейской толерантности.
Казалось бы, при чем здесь Европа, но, кажется, контекстуально высказывание очень точно: Турция и Европа сегодня многими рассматриваются в одной мировоззренческой парадигме.
Читатель Jo Englander говорит: «Все правильно, турецких товаров немало в армянских магазинах, это в основном бренды американских армян, которые заказывают в Турции, Болгарии и странах Ближнего Востока, а есть ещё армянские магазины, в которых уже на витринах написано — мы не продаём товары Made in Turkey, и надпись эта залита кровью…»
Известный журналист («Голос Армении») Марина Григорян говорит, что есть и обратные примеры. «Например, в европейских странах турки продают в своих магазинах армянскую продукцию и даже из Арцаха. Сама видела и даже была свидетелем того, как азербайджанец ругался со своим соплеменником по поводу того, что на банке варенья было написано "Made in Artsakh". С одной стороны, это хорошо, потому что помогает развитию нашей экономики, с другой — плохо, что мы сами этого не делаем».
Инесса Ташьян высказывает мнение, что «импортозамещения не будет, пока в страну идет потоком все это барахло. Даже если нет возможности производить свое, зачем покупать у них, когда давно все производится в Китае, имеем границу с Ираном, через него выход на Индию? Вредительство!»
С ней спорит Марина Григорян: «При потоке барахла худо-бедно какие-то отрасли все-таки развиваются, и тем самым сокращают этот поток, если не перекрывают его полностью. Другое дело, что нужна целенаправленная госполитика в сфере экономики. Что касается Китая — оттуда давно привозят и возможно, китайская продукция сегодня уже превышает по объему поганую. Но Индия… Вы представляете, во сколько обойдется транспортизация и как это отразится на цене? Турки привлекают как раз ценой, и это очень продуманная политика, уже не говоря о близости и тем самым минимуме расходов на транспорт».
Кстати, «Турция скрывает данные об импорте в Армению». Это было озвучено в Цахкадзоре в феврале 2016 года на семинаре «Нормализация отношений Армения-Турция: вызовы и перспективы», организованный общественной организацией «Гражданское соглашение» совместно с посольством Великобритании в Армении. В нем принимали участие молодые представители всех парламентских партий.
Как писало издание «Аравот», председатель Республиканского союза работодателей Армении Гагик Макарян, глубоко изучив модели бизнеса в Турции, убежден, что эта страна, осознавая темпы роста населения и экономики, а также геополитическое влияние, стремится взять на себя научную и организационную роль передового технологического развития. Речь о развитии прежде всего «человеческого капитала».
О том, как «взаимодействуют» в Москве армяне и азербайджанцы, рассказывает Эмиль Саркисян: в Москве азербайджанцы с удовольствием продают армянские абрикосы, черешню и виноград, но печально, что многие московские армяне ходят в азербайджанские рестораны, мотивирую тем, что армянские — дорогие, что действительно правда. При этом, когда спрашиваешь, ну ты же не каждый день ходишь по ресторанам, сходи один раз, но сходи в армянский, отвечают: «э, верч тур».
Самым эмоциональным стало письмо читателя из Ростова-на-Дону Григория Папяна. Отвечая на вопрос, почему турецкий хлеб пахнет кровью, он пишет:
«Потому что они наследники тех, кто пришёл на Ближний Восток, не зная, что такое хлеб, тех, кто жили дома и обходились тем, что дают овцы и лошади.
Потому что хлеб и всё, с чем они познакомились здесь, для них заимствование, а не часть культуры, не часть идентичности, не выстрадано и не накапливалось веками упорной работы и не результат своего творческого напряжения, а всего лишь инструмент взаимодействия с окружающим миром.
Потому что турок не поёт hоровел, когда пашет, не называет быка братом, потому что дед молодого турка не говорит: « Внук мой, тебя венчали в церкви с девушкой, а теперь я тебя венчаю с землёй своей», и обучает внука искусству земледелия.
Потому что каждая фаза создания хлеба не есть ритуал для турка.
Потому что его хлеб метод воздействия и обретения контроля, а не хлеб Артура Саркисяна».
заглавное фото Рубена Магдасаряна