Армянск остался без «Армянского Базара»

Армянск остался без «Армянского Базара»

И если раньше мы задавались вопросом: приедут ли армяне на фестиваль "Армянский базар" в город Армянск, что в Северном Крыму на Перекопском перешейке. То сегодня актуально другое: с 2013 года  этот фестиваль не проводится. Возможно, эта публикация станет одной из поводов поговорить в дальнейшем о том, как изменилась жизнь крымских и украинских армян в последние 3 года. 

Армянский музей Москвы предлагает вам статью Валерии Олюниной о том фестивале межнациональной  дружбы, который здесь проводился еще несколько лет назад.

Здесь Украина вливается в Крым… По старой дороге, в прошлом Чумацкому шляху, где когда-то чумаки тащили соль и продавали ее от Румынии до Японии, а татары гнали сотни тысяч невольников, теперь и я по Симферопольскому шоссе въезжаю из Таврии в Северный Крым. И вот он — Армянск, расположенный на Перекопском перешейке, северной части Автономной Республики Крым.

Этот перешеек омывается с двух сторон водами двух морей: с востока — Азовским, лагуной Сиваш, с запада — Черным. Удивительно, в эти места, на Перекопский ров (глубиной 10 метров и шириной 20 метров, с крутым валом) однажды приехал французский учитель: он читал в подлиннике Геродота и у него нашел сведения об этом фортификационном сооружении — с XVI века он называется еще Турецким. В античную эпоху об укреплении на севере Таврического полуострова упоминают Страбон, Плиний Старший, Помпоний Мела, Клавдий Птолемей, Стефан Византийский. Древние наименования укрепления — «Тафрос» (по-гречески — «ров»), местности — «Тафры», жителей — «Тафрии» — встречаются у писателей первых веков н.э. Укрепление в этой местности было возобновлено в XV — начале XVI в. Через ворота крепости прошли сотни тысяч невольников, в том числе знаменитая Роксолана…

После присоединения Крыма к Российской империи Перекопские укрепления остаются важнейшим военно-стратегическим пунктом на севере Крыма. В период Гражданской войны Перекопский вал стал местом ожесточенных сражений. Вал был ареной кровопролитных боев и в Великую Отечественную… В Армянске был концлагерь, пункт, откуда людей угоняли на работы в Германию….

Действительно, Армянск имеет удивительную историю. В историко-краеведческом музее мне рассказывают о том, как на расстоянии 5 верст южнее Перекопа еще в XVII веке существовал перевалочный торговый пункт. Сюда расселилась в 30-х годах XVIII века значительная часть жителей Перекопа, преимущественно армяне и греки, которых притесняли татарские беи. Об этом повествует музейная табличка: «Раз, после войны с русскими, которые его разбили, КапланГирей-Хан начал требовать от цехов, по своей привычке, непомерной подати. Жившие в Перекопе (армяне и греки) не смогли заплатить. За это он велел разорить их церковь. Вскоре потом русские отняли Перекопскую крепость, коль скоро началось сражение (июнь 1736 года). Татары все разбежались, остались одни крестьяне, а посады (армяне и греки) выселились вскоре отсюда за пять верст к югу и устроили поселение под именем «Армянского Базара», в котором водворился весь промышленно-торговый люд».

В 1789 году в Перекопе вместе с «Армянским Базаром» насчитывалось 1190 жителей. Каких производств тут только ни было: мукомольные и табачные предприятия, кожевенные, шерстяные, мыловаренные, сапожные, сало топные, свечные мастерские… Небольшие заводы: маслобойни, известковый, два кирпично-черепичных… В «Армянском Базаре» размещались уездные суды, казначейство, греческая и армянская церкви, несколько мечетей крымских татар. В 1842 году насчитывалось 8 деревянных и 675 каменных и саманных домов. Было здесь 5 казарм, действовала гостиница. Когда в 1960-х прокладывали Северо-Крымский канал, хотели Армянск переименовать в Северокрымск. По квартирам ходили школьники и делали опрос — город отстоял свое историческое имя.

Сегодня армян в Армянске согласно социальному паспорту города — 0,2 процента — 40 человек. Еще двадцать лет назад их было около 1,2 процента, но однажды одна семья за другой переехали в Красноперекопск и основали там общину. Если идти из центра города в сторону Крыма все по тому же Симферопольскому шоссе, немного завернуть влево — можно увидеть две чудесные церкви, рядом новое кладбище и поодаль — старое, где еще недавно читались надписи на армянском языке. Сейчас мимо меня пастух гонит стадо коров, я все же с опаской осматриваю плиты — то ли боясь наступить на гадюку, то ли боясь потревожить сон ушедших… Где-то неподалеку жили оседлые цыгане. Нет, никаких следов армян уже нет, и я направляюсь к церкви Св. Георгия — в этой церкви по преданию был крещен Александр Спендиаров. Церковь значительно реконструирована, но одна стена точно помнит малютку из Каховки, выросшего до основателя армянской симфонической музыки. В «Армянском Базаре» родился и вырос отец композитора Афанасий Авксентьевич, как и многие выехавший из этого предместья на материк в годы Крымской войны.

И вот еще одно значительное имя города — Эммануил (Манук Акопджановпич) Магдесян. Этот художник-маринист родился в бедной семье мещанина, стал рано посещать церковно-приходскую школу, стену которой украшала картина его дяди — Ивана Айвазовского. Благодаря его рекомендациям, с немалым трудом, Магдасян в 1878 году был принят в Академию художеств в Петербурге вольнослушателем, которую окончил в 1892 году. Судьба творческого наследия Магдесяна печальна. Основное собрание его картин распродала жена, и без того обладавшая достаточным состоянием (дочь богатого купца), картины, хранившиеся до войны в симферопольском музее, почти все погибли во время налета вражеской авиации. Силами директора историкокраеведческого музея города, заслуженного работника культуры Украины, Автономной Республики Крым Людмилы Варшавской, ее коллег в этом мае в музее прошел великолепный праздник «Армянский Базар»: искусство оживляет наследие» при поддержке молодежной общественной организации «Тотем» («Херсон»). Был выигран грант в рамках Программы Восточного Партнерства «Культура» при поддержке Евросоюза и Европейского культурного фонда. Конечно, не обошлось без участия ЧАО «Крымский Титан» и лично главы города Валентина Демидова, при этом к участию призывались только общественные организации. Какое костюмированное театральное действо развернулось в Армянске! Русская община готовила блины, в музее плели половики и чеканили монеты, проводились мастер-классы, в облике живых скульптур представали воспитанники межрегионального приюта Армянска, здесь были и князья, и казаки, и губернское дворянство, рабыни и сама Екатерина II, которой вручали мешочки с солью… За пять часов работы музей посетили 2000 гостей. На «Армянском Базаре» были все — здесь не было только армян. Хотя приглашения направляли и общинам Крыма, и в Киев — в Союз армян Украины. Была одна армяночка из соседнего села, и то спела песню на татарском языке.

Людмила Александровна говорит, что надежда остается: в следующем «Армянском Базаре» армяне обязательно примут участие. «Я с высокой температурой ходила на вал вместе с английским бароном из Австралии, который приехал в Симферополь по делам бизнеса и все же заехал к нам, а участие армян — вопрос времени…» Всеобщими усилиями Армянск снова может быть интересным и востребованным туристами, даже и без моря, особенно если делать такие мероприятия событийными. Оживлять историю не только ремеслами и искусством, но и выездами на Каркинитский залив на ловлю креветок или в степь во время цветения ковыля….

Валерия Олюнина,
 Армянск (Автономная Республика Крым)— Херсонская область—Москва

 

Армянск остался без «Армянского Базара»