Лариса Кадочникова - любимая актриса Сергея Параджанова
Невероятно, но в этом году любимой актрисе Сергея Параджанова Ларисе Кадочниковой исполнится 80 лет. Их встреча была судьбоносной. До сих пор «звезда» фильма «Тени забытых предков», Народная артистка Украины, Народная артистка РФ и лауреат национальной премии Украины им. Т.Г. Шевченко вспоминает Сергея Иосифовича в каждом интервью… Лариса Валентиновна не так давно представляла в Киеве свою выставку коллажей, выполненных в параджановском стиле вместе с художником Игорем Горяным.
Кстати, в них она применила вещи, которые использовались на съемках картины: подсвечник XVIII века, старинные украшения, ковер, картину с бабочками. После завершения съемок «Теней…» Параджанов подарил Кадочниковой уникальное старинное украшение с серебряными крестами. Лариса Валентиновна призналась, что это самый дорогой для нее подарок, который она хранит до сих пор.
Она говорит, что это ожерелье практически не носит, оно висит у нее в доме на стене. «Это массивные кресты на толстой цепочке в несколько рядов — старинное украшение, которое Параджанов купил у гуцулов во время съемок. Когда мы работали над картиной, ожерелье надевала то я, то я Татьяна Бестаева, которая играла Палагну. А в последний день работы над фильмом Сергей подошел ко мне, протянул эти кресты и сказал: «Лариса, это тебе»»
Она родилась 30 августа 1937 года в Москве в семье художника, режиссера-мультипликатора Валентина Кадочникова, любимого ученика Сергея Эйзенштейна. Он умер в эвакуации от воспаления легких. Ее мать – актриса Нина Алисова, сыграла небольшую роль в «Тенях…» Эту фамилию прославляет знаменитый российский оператор Вадим Алисов.
В детстве Лариса занималась балетом, а в 1961 году окончила ВГИК. Была актрисой театра «Современник», затем работала на Киевской киностудии имени А.П. Довженко. С 1964 году она – актриса Киевского Академического русского драматического театра имени Леси Украинки.
Будучи студенткой ВГИКа, имела роман с художником Ильёй Глазуновым, длившийся три года. О них говорила вся Москва. Ей 18, ему 30. Познакомились на выставке, куда Лариса пришла с матерью: «Глазунов спросил: „Это ваша дочь? Какие замечательные у неё глаза. Её надо писать непременно“. Мама была счастлива…» В Москве в музее художника на Волхонке есть несколько ее портретов, подписанных просто – «Лариса».
Первым супругом стал Юрий Ильенко – кинооператор, режиссер, сценарист. Именно он снял легендарное кино, которое, по мнению Эмира Кустурицы, лучшее во всей истории кинематографа. Из романа с Глазуновым она сбежала в этот брак. Муж и познакомил ее с Сергеем Иосифовичем.
Однажды они шли с ним по улице на встречу к Параджанову. Едва приблизились к нему, как режиссер закричал: «Вот она – Маричка!» Она не согласилась на его предложение. Ведь у нее под боком был «Мосфильм», где ее активно снимали, с утра до ночи она была в театре – любимица Ефремова! Но Олег Николаевич ее отпустил с условием, что едет на год.
А потом начались съемки. Сначала в павильоне киностудии Довженко, где произошла их первая встреча с Миколайчуком. А потом Карпаты...Лариса Валентиновна вспоминает, как во время съемок Юрий и Параджанов дрались на гуцульских пистолетах.
И еще о том времени: «Безусловно, на мою жизнь повлияло знакомство с такими гениальными людьми, как Параджанов, Якутович, Ильенко и Миколайчук. В денежном смысле ничего особо не приобрела. Впрочем, в то время люди искусства меньше всего думали о деньгах. Даже стыдно было спрашивать, сколько ты получишь за роль. Считалось престижным называть имена людей, с которыми будешь работать. За съемочный день я получала 35 рублей, это были неплохие деньги».
На память о съемках ей кроме ожерелья еще осталось небольшое зеркальце и поднос, роскошная шаль – тоже подарок Параджанова.
Вторым супругом актрисы стал экс-директор Театра русской драмы им. Леси Украинки Михаил Саранчук.
Журналисты часто задают ей вопрос об отношениях на съемочной площадке с Иваном Миколайчуком. Он ушел из жизни в 1987 году. Лариса Валентиновна говорит о нем как об очень непростом человеке, со своим миром, замкнутом. «Наши отношения развивались медленно, мы долго пробивались друг к другу, - вспоминает она. - Иван настороженно относился к молодой актрисе из Москвы. А потом, где-то на середине съемок, в наших отношениях случился прорыв. Никакого романа между мной и Миколайчуком не было. К тому же на съемках рядом с Иваном постоянно находилась его жена Маричка. Я была с Юрой. Да у нас и не возникало восторженно влюбленных порывов. И это хорошо. Наверное, между нами была симпатия, но чувственности — никогда. После картины мы вместе с Иваном объездили много стран, презентуя «Тени…» Первый триумф был в Аргентине, куда с нами не пустили ни Сергея Паражанова, ни Юрия Ильенко. Параджанов, идя по коридору студии имени Довженко, кому-то сказал: «Мне берите билет только в одну сторону — в Аргентину». Тут же об этом донесли начальству, и документы режиссера прекратили оформлять. А Ильенко не пустили, потому что у нас с ним не было детей. Испугались, что мы можем остаться за границей».
2 года назад, в сентябре 2015 года на Украине широко отмечали 50-летие со дня выхода параджановской ленты на экран. Параджанова там до сих пор считают украинским режиссером армянского происхождения. По мнению Ларисы, Параджанов, сам армянин грузинского разлива, точно и тонко прочувствовал Украину, собрал в одной картине и тесно сплел народные традиции разных регионов.
В свои невероятные 80 лет Лариса Валентиновна ведет активный образ жизни, встречается с коллегами и журналистами, пишет картины…