Налбандян и ВОВ: символика в армянских агитплакатах
В годы Великой Отечественной войны большую роль придавали листовкам, плакатам, любой форме агитации. Причем делали это обе стороны конфликта. Немцы призывали к встать на их сторону, чтобы дать отбор коммунистам и получить сытую жизнь, советская пропаганда говорила о войне и напоминала воинам, что в опасности их семьи, родители, сестры, дети. Очень часто на таких плакатах солдата вдохновляла или призывала мать. Самый знаменитый из этих образов - женщина в красном платке с плаката "Родина-мать зовет!".
В каждой республике, старались максимально адаптировать агитацию, сделать ее понятной местному населению или национальному полку. Весь набор этих плакатов найти трудно, но на просторах интернета то тут, то там всплывают иногда экземпляры частых коллекций или музейных экспозиций.
В нашей подборке плакаты Украины, Белоруссии, Киргизии, два армянских плаката. На одном из них мы хотим остановиться особо. Это плакат "Веперед!" руки самого Дмитрия Налбандяна, на тот момент одного из "верховных" живописцев всего СССР. Налбандян изобразил две фигуры, матери и сына, с типичными армянскими чертами. Женщина одета так, как в сороковые одевались женщины армянских сел - ее волосы покрыты платком, не видно украшений. Молодой солдат с решительным выражением лица также напоминает простых ребят армянских сел. Таким образом, художник обращается к главному адресату всей советской пропаганды - простым труженикам.
Юноша держит в руках гранату и меч. Конечно, в сороковые годы ХХ века мечами никто не пользовался, но начиная с тридцатых годов этот вид старинного оружия приобрел в советском искусстве особое символического значение и изображался очень часто. Связано это было с начатой в тридцатые годы популяризацией образа народного воина. Именно тогда у каждой советской нации особо популяризировался один из многочисленных героев старины. У русских эту функция была возложена на Илью Муромца, у киргизов - на Манаса, у армян - на Давида Сасунского. Конечно, ни Илья, ни Манас, ни Давид не были единственными героями своих народов. Но каждый из них олицетворял всех героев своих стран - прошлых, современных и будущих. Таким образом и этот юноша с плаката - тоже в каком-то смысле Давид, герой, готовый отдать свою жизнь во имя Родины.