Константин Орбелян: «Красной краской, как Владимира Спивакова, нас никто не обливал»
Художественный руководитель, приглашенный дирижёр многочисленных фестивалей, оркестров, театров Константин Гарриевич Орбелян с 2016 г. — художественный руководитель Армянского академического театра оперы и балета имени А. А. Спендиарова.
Журнал «Opera News» назвал Орбеляна лучшим вокальным дирижером современности, «Орбелян — дирижёр, о котором певцы могут только мечтать».
Константин Гарриевич Орбелян – пианист, дирижер, заслуженный артист России, основатель музыкальных фестивалей – «Музыкальные сокровища в музеях Кремля» и Международного фестиваля камерной музыки «Дворцы Санкт-Петербурга», который он организовал вместе со своей супругой Марией Сафарьянц. С 1991 по 2009 год он возглавлял Государственный академический камерный оркестр России, один из легендарных оркестров мира, созданный в 1956 году Рудольфом Баршаем. Наша встреча состоялась в московской квартире маэстро, в той комнате, чью, кажется, большую часть занимает великолепный черный рояль. На его крышке мини-экспозицией представлены памятные фотографии, наградные дипломы, чуть поодаль – бронзовый бюст друга, Вана Клиберна…
Константин Гарриевич рассказывает, как в 4 года он брал первые уроки игры на фортепиано в детском отделении консерватории Сан-Франциско, в 6 лет – побеждает на фортепианном конкурсе Баха, в 9 лет дал первый сольный концерт… В 11 летнем возрасте дебютировал с симфоническим оркестром Сан-Франциско…
«Страхов и переживаний накануне концертов никогда не было, - говорит он. - Дети-музыканты редко чувствуют стресс, для них музыка – это игра, источник бесконечного удовольствия. Я до сих пор остался таким….»
Музыканту с самого детства приходится много работать - это правда. Он всегда знал, что будет музыкантом. Когда его старший брат стал учиться музыке, он поначалу подслушивал, а потом сам втянулся. Очень важно не изменять любимому делу. Бывает, конечно, что люди резко меняют свою профессию, крайне редко, кстати, выигрывая от этого, – но это все не для него. Ему столько всего хочется успеть сделать, а времени так мало. В сутках всего двадцать четыре часа, и он чувствует, как иной раз они сжимаются темпом моей жизни - так много надо успеть…
Долгие годы Константин Гарриевич возглавлял Государственный академический камерный оркестр России. Одной из славных страниц его деятельности были двухмесячные гастроли на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН в мае 1995 года в Сан-Франциско. Тогда ему рукоплескал сам Джимми Картер.
О том времени он вспоминает, что возглавил оркестр в январе 1991 года и сложил с себя эти полномочия в 2010, когда попросили возглавить молодой коллектив – Камерный оркестр Театрально-концертного центра Павла Слободкина – после смерти Леонида Николаева, руководившего оркестром с момента его основания в 2003 году. Он согласился, но с условием, что приступит к новой работе через год.
Что же касается Государственного академического камерного оркестра России, то история сотрудничества началась в 1991 году, когда по приглашению тогдашнего художественного руководителя и дирижера оркестра Андрея Корсакова он сыграл с ними концертную программу; а через семь недель Андрей Борисович ушел из жизни. Орбеляну предложили возглавить оркестр, что было несколько неожиданно, ведь он не был гражданином России, у него было американское гражданство: у музыканта был очень насыщенный концертный график. Недолго раздумывая, он согласился, и за все 18 лет, что руководил оркестром, ни разу не пожалел о своем выборе.
В 1995 году оркестр с триумфом гастролировал в городе детства Константина Гарриевича, и как-то перед очередным концертом музыканты давали пресс-конференцию, где их приветствовал экс-президент США Джимми Картер. Как раз тогда он и произнес знаменательные слова о том, что музыка заключает в себе огромную силу преображения и выступление на фестивале Государственного академического камерного оркестра России является прекрасным подтверждением этому.
Слава богу, этот концерт проходил в годы «холодной войны»: красной краской, как Владимира Спивакова, оркестр никто не обливал. Кстати, не одному Владимиру Теодоровичу тогда доставалось. Подобный выпад был сделан и в адрес Елены Образцовой, а концерт еще одного советского музыканта пытались сорвать, выпустив в зале «Карнеги-холла» мышей…
Те гастроли 1995 года стали для Орбеляна памятными еще и потому, что в фестивале принимал участие Лондонский Королевский филармонический оркестр под управлением Владимира Ашкенази. Музыканты очень давно с ним дружны, Орбелян-младший знал его отца, Давида Владимировича, прославленного эстрадного пианиста. Они учились у одного педагога в ЦМШ – Анаиды Степановны Сумбатян. Брать у нее уроки Константину в свое время посоветовал еще один ее прославленный ученик – Владимир Крайнев; Владимир Всеволодович и он впервые встретились, когда он был на гастролях в Сан-Франциско.
…В 1970 году он приехал в Ереван, конечно, по совету своего отца Гарри Орбеляна. Он – без преувеличения сказать, человек-легенда.
Многое ему прошлось пройти: счастливое детство в семье родителей-революционеров, арест и расстрел отца, ссылка матери, клеймо ребенка «врагов народа», ужасы войны, немецкий плен, концлагерь, разлука с любимой женщиной, ставшей мамой Константина, Верой Ивановной Вознесенской, которая смогла уехать после войны из Германии в Америку раньше него.
В США отец Константина приехал с десятью долларами в кармане, работал дворником, грузчиком, а уже через год стал управляющим крупнейшей торговой фирмой «Гампс», а потом и первым вице-президентом Торгово-промышленной палаты Сан-Франциско, еще чуть позже возглавив Международный торговый совет этого города.
«Половина моего успеха принадлежит моей семье», - говорит Константин Гарриевич. «Несмотря на то, что отец всегда был занят, он выстраивал свой график так, чтобы иметь возможность возить меня на занятия. Мало кто знает, что мой отец еще и отлично музицировал. И в годы войны он организовал кружок самодеятельности, который выступал перед красноармейцами… Отец, к сожалению, ушел из жизни в 2006 году».
А тогда Костя был пятнадцатилетним американским школьником, которому разрешили подобные «университеты», что вовсе не было принято в США. В Ереванской консерватории он учился как стипендиат Министерства иностранных дел Армении. В то время по всей диаспоре отбирали наиболее одаренных детей и посылали их учиться в Армению. Карьера дяди Константина Агапароновича была на самом пике, он практически все время ездил за рубеж на гастроли с Государственным эстрадным оркестром Армении. Кто молодого Константина действительно в те годы опекал, так это его бабушка. До сих пор он жалеет, что он был тогда так молод и психологически незрел и не изучал традиции армянской классической музыки глубже…
Но в его репертуаре всегда присутствовала музыка армянских композиторов: Арама Хачатуряна, Александра Арутюняна, Арно Бабаджаняна...
« Я много играл Бабаджаняна. В 1981 году вместе с виолончелистом Мишей Майским и скрипачом Дмитрием Ситковецким мы первыми исполнили «Трио» Арно Бабаджаняна. Играл я и его фортепианные произведения. Кстати, Дмитрий Хворостовский в нашей совместной программе «Песни советских лет» наряду с песнями Александры Пахмутовой и Василия Соловьева-Седого спел и две бабаджаняновские – «Благодарю тебя» и «Не спеши». В 1987 году с Шотландским симфоническим оркестром под управлением Нэеми Ярви я записал фортепианный концерт Арама Хачатуряна, который получил признание как «Лучшая запись года» в Великобритании», - дополняет свой рассказ дирижер.
Он считает, что за пультом он традиционен. Ведь надо исходить из того, что каждый музыкант в оркестре – это человек, отказавшийся от сольной карьеры и поэтому хорошо осознающий, что не имеет права на свою интерпретацию музыки. Тем не менее, он считает, что у любого из моих музыкантов есть право на свое высказывание и он обязан его услышать. Поэтому он не понимает, когда дирижера сравнивают с диктатором. Работа в оркестре – это не камера пыток, и Орбелян всегда ее делал только ради удовольствия: своего, своих коллег и зрителей. Хотя действовать кнутом и пряником все же иногда приходится…
Музыкант – одно из творческих поприщ, когда человек волей-неволей становится космополитом. Мне было интересно, как Константин Гарриевич относится к таким неоднозначным поступкам, какой в свое время совершил Оган Дурян, расставшись с семьей и переехав на Запад.
«Этот смелый и одновременно драматический поступок нельзя судить с наших житейских позиций. Это повод разбираться не в личной жизни и поступке Огана Дуряна, но в том, почему его вынудили это сделать», - говорит маэстро. «Это вопрос к тем, кто возглавлял руководство Армении в те годы… Так всегда бывает, что если кто-то теряет, то кто-то приобретает. Сколько первоклассных ученых, музыкантов, актеров уехали в Америку и Европу сразу после Октябрьской революции! Мы ведь хорошо помним эти имена: Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский… Как они обогатили мировую культуру! В Джульярдской консерватории, где я учился, моим педагогом была Надя Рейзенберг, ученица Александра Глазунова…
«Так что он воспитан в традициях русской музыкальной школы, которая по праву считается одной из лучших в мире. Также там работали Иосиф Левин и Розина Бесси-Левина, которая впоследствии стала педагогом первого американского пианиста, покорившего советского слушателя, Вана Клиберна…»
Семья Орбелянов воссоединилась только в 1960 году благодаря вмешательству Хрущева. Хотя запросы о судьбе матери и брата отец стал делать сразу после окончания войны. И вот в 1957 году пришел долгожданный ответ. А затем последовали еще три года мучительного ожидания. В годы «железного занавеса» из Америки можно было заказать телефонный звонок в СССР и получить соединение в течение трех-четырех дней. Письма вообще не шли… Сколько человеческих судеб было сломано – и ради чего?!