«Импрессионисты» Мартирос Сарьян и Вардкес Суренянц?

«Импрессионисты» Мартирос Сарьян и Вардкес Суренянц?

25 марта в Музее русского импрессионизма открывается выставка «Армянский импрессионизм. От Москвы до Парижа». На выставке будут представлены 54 работы 19 художников, среди которых — Мартирос Сарьян, Вардгес Суренянц, Егише Тадевосян и Седрак Аракелян. Работы предоставлены Национальной галереей Армении, Музеем русского искусства Еревана и частными коллекционерами. На сайте музея пишется, что выставка продлится до 4 июня 2017 года, к ее открытию будет издан иллюстрированный каталог: помимо статей об армянском импрессионизме как художественном явлении в него войдут биографические эссе о представленных в экспозиции мастерах и интересные факты об их произведениях. Выставка будет сопровождаться программой, в которую войдут лекции, тематические дискуссии, музыкальные вечера и экскурсии.

То, что армянские мастера первого ряда будут вновь представлены в столице, новость действительно хорошая. После великолепной выставки Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее, собравшей около полумиллиона зрителей, порадовала не столь значительная и широкомасштабная, но все же очень яркая экспозиция «Эривань-Тифлис» в «Гостином Дворе». И вот вновь ценителей армянского искусства ждет визуальное пиршество.

Музей русского импрессионизма располагается на территории культурно-делового комплекса «Большевик», где в XIX веке хранили муку и сахар, а позже «Большевик» стал одним из крупных фабрик в Европе. В начале 2000-х кондитерскую фабрику было решено вывести за пределы Москвы. Так и здание хранилища муки и сахара потеряло свою основную функцию. В 2012 году за проект реставрации и превращения бывшего мукомольного склада необычной формы – цилиндра с прямоугольным параллелепипедом на крыше – в современный музей взялось британское архитектурное бюро John McAslan + Partners. Основную экспозицию музея составляют картины выдающихся российских художников: Константина Коровина и Валентина Серова, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря, Константина Юона. И вот в марте на этой площадке будет представлена армянская живопись. Не хотелось бы огорчать ни себя, ни организаторов, но Мартирос Сарьян и Вардкес Суренянц не считаются представителями армянского импрессионизма, как, например, ушедший из жизни в Петербурге недавно замечательный художник Захар Хачатрян, который был похоронен в Пантеоне в Ереване. Его-то и назвали «последним армянским импрессионистом». О Захаре Аваковиче Армянский музей Москвы и культуры наций писал не так давно. Безусловно, Егише Тадевосян, галерею его мы также представляли в этом январе, был художником из ряда импрессионистов. Нет натяжки и в случае ученика Егише Мартиросовича Седрака Аракеляна, который обучался у него в Художественных классах при Кавказском обществе поощрения изящных искусств в Тифлисе и Константина Коровина – во времена обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Кто еще попадет в 20-ку мастеров, которых кураторы выставки приписали к этому художественному течению, мы узнаем уже через месяц.

 

«Импрессионисты» Мартирос Сарьян и Вардкес Суренянц?