В Доме Кино прошел вечер памяти кинорежиссера Нерсеса Оганесяна
В Доме Кино в Москве при поддержке Союза кинематографистов России, Гильдии режиссеров, Союза армян России прошел вечер памяти кинорежиссера, Народного артиста Армении Нерсеса Оганесяна «Добрый человек из Еревана». В нем принимали участие друзья, коллеги, почитатели таланта Нерсеса Гедеоновича, которые потеряли большого друга, ушедшего от нас ушедшего от нас 23 октября 2016 года в возрасте 78 лет на 11-й день со дня своего рождения...
Однажды в беседе со своим другом, писателем Русланом Сагабаляном, Нерсес Гедеонович сказал: «Живые персонажи. Это гораздо важнее, чем идея. Есть замечательные фильмы талантливых режиссеров, снятые не так давно, которые сегодня уже не смотрятся. В них характеры на втором плане, а на первом – замысел. Персонажи таких картин по прошествии времени, когда в обществе становятся актуальны иные идеи, перестают быть узнаваемыми. Неизменны только порывы человеческой души…».
Армянскому зрителю хорошо известны ленты Оганесяна, которые иногда показываются по ереванскому телевидению, среди них любимы «Чужие игры», «Механика счастья», «Невеста с Севера», многие диалоги киноманы знают наизусть.
На вечере, который вел кинорежиссер Левон Григорян, о своих встречах с мастером вспоминали знаменитый скульптор Фрид Согоян, который знал своего друга Нерсика еще юным по годам обучения в Ереванском художественно-театральном институте, президент Союза армян России Ара Абрамян, работавший с Нерсесом Гедеоновичем в Москве в рамках деятельности этой общественной организации, Президент Фонда памяти Арно Бабаджаняна Араик Бабаджанян, он же исполнитель роли жениха в культовом фильме "Невеста с севера", актриса Наталья Беспалова, любимая "невеста" армянского кинозрителя, а также сценарист, Член Союза кинематографистов России Марика Чиркина-Геворкян.
…Одним из почетных гостей мероприятия был директор международного кинофестиваля Арутюн Хачатрян. Сам Нерсес Гедеонович считал, что этот фестиваль, родившийся в маленькой стране и за короткое время набравший обороты, сегодня не уступает кинофорумам, проводимым в гораздо более благоприятных условиях.
В Доме кино были показаны две короткометражки Нерсеса Оганесяна: документальный фильм «Осторожно, живность» (1969) и игровой фильм «Встреча на выставке» (1968)
Первая лента была посвящена приезду в Ереванский зоопарк слону. Многие зрители при этом вспомнили трагическую жизнь и смерть слона Вовы.
В ленте «Осторожно, живность» закованный в цепи слон шарахается и пугает тысяч зевак, столпившихся на улицах Еревана посмотреть на это чудо. Во время проходки, трагической, безысходной, слон выглядит Человеком, а толпы зрителей и погонщиков – напротив, животными. Разумеется, такая категоричность осмысления многих будет сейчас обижать, но фильм Нерсеса Гедеоновича именно об этом. Слон переживает свой Геноцид. Камера выхватывает мощные слоновьи ноги в кандалах, его ищущие, дикие глаза, в которых застыли слезы. Наконец, он загнан в какой-то вольер. Дверь за ним закрывается. И слон остается в кромешной темноте…
Вторая лента была посвящена теме Армянского Геноцида. Удивительно, но этим кадрам полвека. В 1968 году прошло всего 3 года после того, как идея создания мемориала была публично озвучена, в 50-ю годовщину трагедии. Нерсес Оганесян снял эту ленту, чтобы поддержать тех, что только начинает говорить во весь голос об армянской боли, о которой в советские времена было запрещено говорить, чтобы не «разжигать».
Фабула фильма основана на том, как один пожилой мужчина увидел на выставке картину, где был изображен его родной брат, которого семья считала погибшей. Действие развивается так, что в нем сквозняком проходит равнодушие, желание отстраниться. Действие происходит в Армении, где каждая семья потеряла близкого человека. И, тем не менее, когда этот водитель такси, простой человек, постаревший, подходит к художнику, хорошо одетому, рафинированному интеллигенту, и расспрашивает его об обстоятельствах встречи с братом в сиротском приюте, мы чувствуем, что тема Геноцида много шире, чем ее принято освещать.
Наконец, к портрету мальчика подводят мать. И она выдыхает: «Мой Арам жив»…В этом мудрость и свет черно-белой картины.
«Солнечным мальчиком» звали друзья Нерсеса Оганесяна. Вспоминала того Нерсика, который учился в ереванской русской школе № 58, что на улице Амиряна…Чуть позже его улыбку в фильме «Живите долго», где он в 1979 году сыграл роль Беника.
Нерсес Гедеонович говорил: «Можно сделать потрясающую карьеру, добиться славы, богатства, признания в любой точке мира, но наступит момент, когда этот пятачок земли, еле различимый на карте, станет для тебя важным. Речь не о псевдопатриотизме, трескучих фразах, проникновенных тостах. Есть феномен притяжения». В этом тайна и притяжения творчества мастера.
Валерия Олюнина