Заброшенное армянское кладбище хутора Чекалова
В августе 2011 году один краевед и блогер, зовут его Анатолий, фамилия не известна, совершил путешествие на хутор Чекалов в Морозовском районе Ростовской области. Он входит в Широко-Атамановское сельское поселение. Главной целью его было изучение история строительства Храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в 1013 году. Автором проекта его был гражданский инженер А.Г. Седов. На сайте sarkel.ru выложена большой материал, который может заинтересовать как знатоков православной архитектуры, так и специалистов по армянскому культурному наследию, изучающих артефакты армян на Дону.
Анатолий, фамилию его мы сейчас выясняем, привлекает внимание к своим находкам. В частности, он пишет:
Армянская диаспора, довольно большая, проживала в хуторе Чекалов. Занимались (со слов старожилов) выращиванием винограда. Откуда они пришли?
Это - "переселенцы" времён правления царицы Екатерины Второй?
Или - это отголоски раннего христианского проникновения со стороны Кавказа времен средневековья (периода Хазарского каганата, процветания крепости Саркел (834-965-1117г.г.)? На дверях местного Храма есть слово NIKA, сохранившись (но утратившее первоначальный смысл) от "Никейского собора"?
Довольно много знаковых древних курганов, частично распаханных - например, курган "Скиф".
Здесь, в сухой степи, всегда была вода. Бьют и сейчас родники, их много, вода хорошая, водится рыба. Отсюда начинает свой путь река Россошь.
Название косогора, на котором находится древнее кладбище - "Голубой гребень". Имеет ли это отношение к "голубым глинам"?
В районе хутора Чекалов есть "жёлтые глины". Из местных глин делали красный обоженый кирпич разной цветовой гаммы, из которого сложен местный Храм, от чего кирпичная кладка стен смотрится изумительно. "Новодел" этого Храма в г.Волгодонске от такого отступления от оригинала много потеряет!
Вопросы, вопросы, вопросы...
Возможно, читатели Армянского музея Москвы смогут прояснить нам историю пребывания армян на хуторе Чекалов.