Об основателе династии Овнатанян: Нагаш Овнатан
В период после потери государственности на протяжении почти двух столетий практически преданная забвению традиционная культура Армении переживает эпоху возрождения. Развивается искусство, в частности, монументальная и фресковая живопись.
Нагаш Овнатан — один из видных армянских средневековых поэтов, ашугов и художников, представитель династии художников Овнатанян. Он родился в 1661 г. в селе Шорот Агулисской области (Нахиджеван). Начальное образование получил у своего отца — священника Ованнеса, затем учился в школе при монастыре Св. Товмы Агулиса. Письменных источников о Нагаше Овнатане почти не сохранилось, можно упомянуть лишь «Плач на смерть мастера живописи Нагаша Овнатана» Нагаша Акопа.
Овнатан жил в Тифлисе и Эривани, часто путешествовал. Он был близко знаком с народной лирикой, знал психологию и быт народа, поэтому сочинял на разговорном языке того времени и выступал как с любовной лирикой, так и с ироническими, застольными, назидательными песнями. В своих стихотворениях Нагаш Овнатан выступал против зла и несправедливости, осуждал несправедливые стороны реальности, восхвалял науку и искусство. Он сочинял песни религиозно-ритуального характера, пользовался при этом народным фольклором, а также является автором песни «Хвала городу Ереван».
Нагаш Овнатан оставил также богатое художественное наследие — более 50 рукописей. Будучи под влиянием произведений армянских, персидских и ближневосточных народов, он создавал церковные фрески, позже творил в сфере станковой и монументальной живописи и был признан как опытный художник, заслужив почетное имя «Нагаш» (в переводе с персидского «нагаш» – живописец, художник, а с арабского – орнаментист). Множество церквей и зданий в Армении, Грузии, Персии украшены его произведениями. В конце XVII века и в начале XVIII века в Тифлисе при дворе царя Картли Вахтанга VI создавал портреты, иконы, оформлял его новый дворец, сочинил «Песнь весны и радости».
После разрушительного землетрясения 1679 г. он приехал в Ереван и расписал церкви Сурб Погос-Петрос (сохранившиеся фрагменты находятся в Государственном Историческом музее Армении), Сурб Зоравор и Катогике, а в 1710-е годы был приглашен в Эчмиадзин для росписи Кафедрального собора (работа была завершена в 1720 г.). Умер 28 октября 1722 года в селении Шорот.
В Национальной галерее Армении хранится фрагмент из фрески «Григорий Просветитель крестит Трдата»). Изображения апостолов и Богородицы на алтаре храма отличаются национальной типизацией, портретным истолкованием, а также графическим выделением фигур. Икона «Богородицы» выполнена с тенденцией отдаления от общепринятых иконических канонов (Тегеран, Кафедральная церковь Св. Саргиса). Растительные орнаменты храма (сохранилась купольная часть) представляли собой уникальное явление в армянской фресковой живописи.
Значение творчества Нагаша Овнатана состоит в том, что он ввел в армянскую изобразительную живопись светское восприятие явлений, применял принципы станковой живописи. Наиболее богатые и целостные рукописи его стихотворений хранятся в книгохранилищах Еревана (Матенадаран: рукописи № 3263, № 4426) и Вены (рукописи № 587, № 647).
* * *
Ниже представляем жемчужину любовной лирики Нагаша Овнатана в переводе на русский язык:
Песнь любви
Зажегся нынче новый свет,
От милой слышал я привет,
Расцвел в душе весенний цвет, —
Ведь я — изгнан! не наноси мне новых ран,
о мой султан!
Когда любовь так разлилась,
Как жить, от милого таясь?
Тебе внемлю я, веселясь, —
Ведь я — изгнан! не наноси мне новых ран,
о мой султан!
Когда в мой дом вошла ты вдруг,
Твоих речей вкусил я звук,
И выпало перо из рук.
Ведь я — изгнан! не наноси мне новых ран,
о мой султан!
Не лги мне, золото надев!
Твоих младых грудей, созрев,
Малы шамамы, как у дев.
Ведь я — изгнан! не наноси мне новых ран,
о мой султан!
Откроем дверцу, вступим в сад…
Рукой сжать грудь твою я рад,
Бери цветок, а я — гранат.
Ведь я — изгнан! не наноси мне новых ран,
о мой султан!
Здесь на ковре, средь луговин.
Расставим мы кувшины вин…
Целуй, и да цветет твой сын!
Ведь я — изгнан! не наноси мне новых ран,
о мой султан!
Играй и мне цветы бросай,
С груди руки не отгоняй,
Дай сжать, души не отнимай, —
Ведь я — изгнан! не наноси мне новых ран,
о мой султан!
Тобою мне цветочек дан,
Вина ты выпила, я — пьян,
Сожжен любовью Овнатан, —
Ведь я — изгнан! не наноси мне новых ран,
о мой султан!
Источники:
1. Энциклопедия «Кто есть кто. Армяне», том II, гл. ред. Ов. Айвазян. Ереван 2007. Стр. 206-207.
2. Հանրագիտակ օրացույց, Հայկական Հանրագիտարանի գլխավոր խմբագրություն, 1990.