"Аккомпаниаторша" - фильм о воспитании чувств на войне

"Аккомпаниаторша" - фильм о воспитании чувств на войне

Армянский музей Москвы уже рассказывал вам о фильме Клода Миллера, снятого по роману Нины Берберовой. Сегодня мы предлагаем прочитать об истории создания фильма, которую рассказывает киновед Павел Джангиров. 

Русскую писательницу, армянку по отцу, Нину Берберову у нас знают прежде всего по ее главной автобиографической книге “Курсив мой”. Хотя она является автором многих замечательных произведений, написанных после эмиграции из России в 1922 году. Среди них -- небольшая повесть “Аккомпаниаторша”, которая была опубликована в 1935 году в номере 58 парижского литературного журнала русской эмиграции “Современные записки”.

Елена Сафонова и Самюэль Лабард в ленте "Аккомпаниаторша"

Елена Сафонова и Самюэль Лабард в ленте "Аккомпаниаторша"

Написанная от первого лица история, относит нас в Петербург, в голодную зиму 1919 года. Восемнадцатилетняя выпускница консерватории Соня перебивается случайным заработком. Ей повезло наняться аккомпаниаторшей к известной певице Марии Николаевне Травиной. “Чужая слава, чужая красота, чужое счастье окружали меня”, -- пишет Сонечка. Она становится своим человеком в семье. Ездит с ними на гастроли по разным городам, на ее глазах развивается драма отношений Марии Николаевны с супругом Павлом Федоровичем и неким Андреем Григорьевичем Бером. Ставши придатком благополучного и самодостаточного круга людей, она рада этому, но понимает, что никогда не сможет стать такой же, как они. И выпавши из него, становится беспомощной, поскольку в душе она остается “аккомпаниаторшей”.

“Аккомпаниаторша” в 1985 году была переведена на французский язык и имела шумный успех у читателей.

Один из самых известных французских сценаристов и режиссеров Клод Миллер, мастер психологического кино, в начале 90-х задумал  экранизировать повесть Нины Берберовой. Вместе с коллегой Люком Беро они написали сценарий, изменив имена героев, перенеся действие повести во времена Второй Мировой войны.

Париж, зима 1942-43 года. Продуктов нет или они по талонам. Двадцатилетняя пианистка Софи Вассер буквально на пороге смерти от голода. Ее сыграла Роман Боринже. 

Париж, зима 1942-43 года. Продуктов нет или они по талонам. Двадцатилетняя пианистка Софи Вассер буквально на пороге смерти от голода. Ее сыграла Роман Боринже. 

Париж, зима 1942-43 года. Продуктов нет или они по талонам. Двадцатилетняя пианистка Софи Вассер буквально на пороге смерти от голода. Ей повезло, ее взяла к себе на работу известная оперная певица Ирен Брис, красивая, уверенная в себе женщина, как она говорит о себе, “само тщеславие”. И Софи попадает в иной мир, мир благополучных и богатых людей, живущих на широкую ногу в условиях немецкой оккупации. Муж Ирен Шарль – коммерсант, не до конца определившийся в своих отношениях с немцами, но желающий сохранить свой бизнес. После погрома в их доме супруги Брис и Софи вынуждены бежать в Англию, где события приобретают трагический оборот…

Молодая Роман Боринже, дочь Ришара Боринже, исполнителя роли Шарля, очень убедительна в образе Софи, которая с одной стороны довольна новой безбедной жизнью, с другой – терзается от того, что она – лишь тень славы Ирэн. Ее не удовлетворяет статус аккомпаниаторши и подруги. Ей хочется играть большую роль в жизни своего кумира, разделять ее славу. Ирен утверждает, что жизнь для нее – это Шарль и музыка, но Софи же знает, что это не совсем так.

Странное имя актриса получила от родителей, поклонников творчества Романа Полански. 

Роль Ирен Брис режиссер предложил российской актрисе Елене Сафоновой. “Игра в любовь” Сафоновой на съемочной площадке с  актером Самюэлем Лабардом, исполнителем роли Жака Фабера, переросли в реальные личные отношения. Сафонова, вернулась в Москву, а вскоре уехала к нему во Францию. Там она продолжала работать в театре и сниматься в кино. Отношения с Лабардом продолжались пять лет, после чего актриса вернулась на родину.

В фильме звучит много классической музыки -- Моцарт, Штраус, Шуман, Шуберт, Берлиоз. Арии звучат в исполнении певицы Лоранс Монтейроль.

Клод Миллер снял более двадцати фильмов, неоднократно номинировался на награды международных кинофестивалей. Был удостоен премии “Сезар” (1982г.), Приза жюри Каннского кинофестиваля (1998г.), Приза ФИПРЕССИ Берлинского кинофестиваля (2000г.). Режиссер скончался в 2012 году в возрасте семидесяти лет.

Драма “Аккомпаниаторша” в прокате зрительского успеха не имела, но была за  операторскую работу (оператор Ив Анджело) номинирована на премию “Сезар”.

 

Павел ДЖАНГИРОВ

"Аккомпаниаторша" - фильм о воспитании чувств на войне