Армянство и католицизм: торжество единого духа и милосердия
Пожалуй, когда армяне говорят о католичестве, прежде всего представляются образы двух людей: Габриэла Айвазовского, старшего брата великого художника, и Папы Римского Франциска, первого более чем за 1200 лет папы не из Европы. Счастливый визит Франциска I в Армению в июне 2016 года ознаменовал подписание между Армяно-апостольской и Римско-Католической Церквами Совместной декларации.
Кстати, в 1856 году Габриэл по настоянию младшего брата отказывается от католичества и возвращается в лоно Армянской Апостольской церкви. В том же году возвращается в Россию и устанавливает тесные связи с видными представителями армянской общественности. Случилось это еще и потому что в Ватикане были недовольны, что в руководимом им лицее учатся не только католики, но и приверженцы Армянской Апостольской Церкви. Габриэла Айвазовского раздражал неотступный контроль, под которым он оказался. Конфликт окончился тем, что Габриэл порвал с католицизмом и возвратился в лоно национальной церкви.
В 1857 году в Париж приехал Иван Айвазовский; позднее он признался: «Я был счастлив узнать, что ныне Габриэл - служитель церкви Просветителя». Художник провел в Париже несколько месяцев. Братья виделись почти ежедневно, подолгу беседовали. Тогда же Габриэл принял окончательное решение вернуться в Россию. Начинался новый период его деятельности.
Среди стран, жители которых исповедуют католицизм, и те, кто сразу отозвался на Геноцид армян в Османской империи в 1915 году и принял беженцев. Первым признал трагедию армян Уругвай в 1965 году. В Монтевидео есть площадь Армении, а в Ереване - площадь Уругвая.Многие из армян Монтевидео являются третьим или даже четвертым поколением потомков первой волны.
Большие общины армян проживают в Италии, Испании, Португалии, Аргентине, Бразилии. А армяне-католики проживают по всему миру. Много их в Сирии, Ливане, Франции, США, Греции, Грузии. В публикации Армянского музея «Валентина Караханян. Сближая армянскую и итальянскую культуры» Павел Джангиров пишет о том, что в 2005 году знаменитый итальянский режиссер Марко Беллоккио снял драму “Улыбка моей матери”. Мать главного героя, художника Эрнесто Пичафуоко, Ватикан хочет причислить к лику святых. Убежденный атеист Эрнесто, несмотря на уговоры родственников, всячески противится этому. В одной из сцен фильма, где действие происходит в стенах Ватикана вдруг звучит красивая армянская песня, несколько непривычная в этой обстановке. Ее исполняет женщина в черной кружевной накидке. Она звучит и после. В финальных титрах читаем, что армянскую народную песню “Оджахум” исполняет певица Валентина Караханян, автор фундаментальных исследований по теме Геноцида.
В начале этого года в Италии в издательстве “Cantagalli” вышла в свет книга “Святой престол и истребление армян в Османской империи»”. Составители издания - исследователи секретных архивов Ватикана Валентина Караханян и Омар Вигано. Предисловие к книге написала известная итальянская писательница армянского происхождения Антония Арслан. Документы об истреблении, которые содержатся в архивах Ватикана, были доступны ученым еще с 1985 года. Это папки, полных заметок, телеграмм, отчетов и писем.
В Москве в Римско-Католическом Соборе Непорочного Зачатия на Малой Грузинской проводят литургию и на армянском языке. 12 апреля 2015 года в соборе Св. Петра в Ватикане 12 апреля на литургии в память жертв Геноцида армян впервые прозвучал армянский дудук. Подобного никогда не происходило не только в Соборе Св. Петра, но и когда-либо на литургии. Как сообщало в те дни «Радио Ватикана», в лице прибывших в Рим представителей Армянской Католической Церкви Папа приветствовал весь армянский народ
Община армян, перешедших в католичество и отколовшихся от Армянской апостольской церкви, образовалась в XVIII веке вследствие активного прозелитизма (стремления обратить в свою веру) католических миссионеров в Османской империи. Историк Асмик Степанян считает, что распространение католицизма в армянской среде имело губительные последствия. Свидетельство этому – судьба армянской колонии в Польше в XVI веке. Но западное армянство боролось с тем, чтобы не стать орудием в руках миссионеров. Многие вернулись в лоно ААЦ.
Сегодня – Католическое Рождество. И день этот в большей мере связан с приближением радости, семейного уюта и подарков.
В христианском мире только армяне отмечают Рождество, Богоявление и Крещение в один день - 6 января. До 4-ого века, все христиане отмечали праздник именно в этот день. Но так как 25 декабря солнцепоклонники издревле широко отмечали третий день после зимнего солнцестояния, то после принятия христианства в 336 году, Римская католическая церковь приняла указ о праздновании в этот день Рождества Христова, чтобы искоренить языческий праздник.
Так католики начали праздновать Рождество Христа 25 декабря, а 6 января остался днем празднования его Крещения.
5 января, в Рождественский Сочельник, уже и в армянских церквях произойдет возжигание лампад и свечей.