«У каждого своё кино»: эпизод Атома Эгояна
Специально для юбилейного 60-го Каннского кинофестиваля, проходившего с 16 по 27 мая 2007 года, был снят киноальманах «У каждого своё кино». Над ним работали 36 режиссеров из 25 стран мира.
Полное название фильма — «У каждого своё кино, или Как замирает сердце, когда гаснет свет и начинается сеанс». В него вошли 34 киноновеллы всемирно известных режиссеров. Каждый из них снял короткометражную ленту длиной 3–4 минуты. Все эти фильмы связаны между собой общей темой — кино в современном мире.
Каждая кинозарисовка, выразившая видение режиссера, стала частью общей картины, мозаики.
В съемках приняли участие такие режиссеры, как Андрей Кончаловский (эпизод «В темноте»), Алехандро Гонсалес Иньярриту («Анна»), Ларс фон Триер («Профессии»), Клод Лелуш («Кино за углом»), Роман Полански («Эротический кинотеатр»).
В работе были задействованы Дэвид Линч («Абсурд») и братья Коэн («Мировое кино»). Правда, в финальную версию фильма их эпизоды не вошли.
Есть в альманахе и эпизод, снятый Атомом Эгояном, — «Арто Двойной счет». Его короткометражка представляет собой наслоение нескольких киноэпох. В своем эпизоде Эгоян обращается к французской классике кино — фильму Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (1928). В нем роль монаха Жана Массьё исполнил Антонен Арто, французский писатель, актер театра и кино.
Видит зритель также и кадры из фильма Жана-Люка Годара «Жить своей жизнью» (1962), в котором цитируются «Страсти Жанны д’Арк».
Эгоян вспоминает и свои ранние работы — кадры фильма «Страховой агент» (1991).
Сегодняшнее кино — это сама короткометражка «Арто Двойной счет», рефлексирующая по прошлому. Две героини фильма, подруги, договорились вместе сходить в кинотеатр, но потерялись и оказались в разных залах. Связь все же не теряется. Они обмениваются впечатлениями от просмотра через смс-сообщения.