Звуки воды, травы, космоса и памяти: к 80-летию композитора Эдуарда Артемьева
Именно Эдуард Артемьев первым в СССР начал смелые эксперименты с электронной музыкой. Он дал новую электронную жизнь даже Баху, когда писал мелодии для фильма Андрея Тарковского. Если мы вспомним сцену левитации, где Крис и Хари воспаряют, как искусно, трогательно и метафизически зазвучали в этих протяженных кадрах звуки хрусталя.
У композитора возникла идея брать звуки природы — шум воды, шум травы — и сплетать их с искусственными звуками синтезатора и со звучанием оркестра.
Про Эдуарда Николаевича Артемьева говорить можно бесконечно и не боясь высоких слов, уходящих в космичность и трасцедентальность. Автор музыки к фильмам Андрея Тарковского, Никиты Михайловского, Андрея Кончаловского сегодня отмечает свое 80-летие.
Лучшие из песен Артемьева — это песни из кинофильмов либо песни, возникшие на материале музыки фильмов («Полёт на дельтаплане», «Затихло где-то танго»), оригинальные песни-баллады, песни- поэмы («Здравствуй, день!», «Воспоминание», «Костры рябин», «Звёздные просторы», «Всё зелёное в сердце со мной»), звучащие в исполнении Валерия Леонтьева, Жанны Рождественской, Роксаны Бабаян, которая спела песню "Когда ты со мной" на слова Любови Воропаевой.
Эдуард Артемьев стал лауреатом Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых за фильм «Курьер» режиссера Карена Шахназарова (1986). Именно благодаря музыкальному ряду от Артемьева герой Карена Георгиевича смог предстать в антураже московской советской будничной жизни как проводник по безвременью. Музыка помогла повествованию формально распадаться на два пространства: вот жизнь улицы с ее брейк дансем, катанием на скейтборде, дискотеками и поиском, с кем бы провести вечер.
В "Курьере" оказался сильным и третий метафизический план – логово убитого леопарда, чей дух жив. Эти сцены снимались в Подмосковье, на песчаных карьерах. Эта будоражащая воображение поэтика притягивает Ивана: в Африке работает ушедший из семьи отец, и так или иначе он пытается приблизить свою московскую жизнь к нему. Вторая причина осмыслена режиссером – искомая свобода Ивана образно встроена в пустыню.
В 1988 году Артьмьев и Шахназаров встречаются вновь - работают над картиной "Город Зеро".
Также Эдуард Артьмьев работал с режиссерами Эдуардом Хачатуровым над лентами "Каждый второй», "Последняя инспекция", (Узбекфильм), с Эдгаром Ходжикяном - в кинофильме "Без срока давности" (Мосфильм) звучит его музыка.
Одной из значительных для армян работ Артемьева может стать его сотрудничество с режиссером Эвертом Паязатом, когда Эдуард Николаевич работал на "Арменфильме" над "Неоконченным Карабахским дневником" в 1995 году. Фильм рассказывает о тяжелых днях начального периода Арцахской (Карабахской) войны. Примечательно, что Бишкекские протоколы - заявление к призыву о прекращении огня были подписаны в 1994 году, и уже через год команда Паязата с представительным составом актеров начинает работать над этим фильмом. Главную роль сыграл актер Рудольф Гевондян.