Удивительный фарфор Кристины Мкртчян
Армянский музей Москвы уже привлекал внимание читателей нашего сайта к керамическому искусству Кристины Мкртчян.
Год назад мы поднимали тему спасения древнего армянского искусство.
Речь шла о рассуждениях художника Геворга Егиазаряна. В частности, он считает, что на наших глазах исчезает армянская керамическая культура. Он считает, что ее нужно возродить и стать узнаваемой во всем мире, пока не слишком поздно.
Уже известная вам замечательный художник-керамист Кристина Мкртчян порадовала своих поклонников новым шедевром - сервизом "Сафари". Тут лучше всего один раз испить из этих чашек, с бабушкиным кизиловым вареньем, но сегодня мы насладим наш взор тонкостью рисунка и колористикой.
«Почему исконно армянское искусство особой обработки керамики многие принимают за исламское творчество?» - задает вопрос скульптор. Он часто бывает в отделах керамики в музеях мира – в Вашингтоне, Париже, Женеве или Вене. Когда видит керамические работы армянских мастеров под указателем «Islam art», испытывает глубочайшую боль. Специалист по керамике из Италии, когда Геворг спросил его, почему происходит такая подмена, дал следующий ответ. «Когда мы основывали отдел керамики в музее, я много ездил по разным странам в поисках материалов, мастеров и т.д. Был в том числе в Армении и Турции. В Армении я не нашел ни мастеров, ни самого наследия, в Турции же оно живо и развивается. Получается, что именно турки были носителями керамического искусства, а не армяне. А если вы утверждаете, что это искусство принадлежит вам, то где оно? Культуру не теряют».
По счастью, Армянский музей нашел новейшие образцы армянской керамики. На этот раз их удалось обнаружить не на исторической родине, а во Франции, где работает Кристина Мкртчян – шеф фарфоровой мастерской Laure Sеlignac («Лор Селиньяк»), официального представителя Hermеs. Также работы Кристины известны под брэндом Christi Artiste. В интервью журналу про designdeluxegroup.com Кристина рассказала о том, как трудно и порой драматично она приближалась к этой профессии.
Она училась в Политехническом институте и окончила его по специальности «архитектор». Защитила кандидатскую в Москве, а потом вместе с мужем переехала во Францию. Там она два года проучилась в Академии изящных искусств. Затем резко изменила профиль и поступила в Институт физики на факультет акустики.
Кристина Мкртчян проектировала концертные залы и занималась всем, что связано со звуком. Однако одно время очень долго сидела без работы, поскольку выбрала довольно специфичную профессию: оперных театров и концертных залов много не построишь. Заказы очень лимитированы. Она перебивалась случайными заработками, но попасть в Hermès помог несчастный случай. На меня напали арабы и избили так, что я не могла выйти из дома: у меня были сломаны плечо и колени. Самое смешное, что им так и не удалось вырвать мою сумку, они же не знали, на кого напали: я - ванская и так легко со своим имуществом не расстаюсь.
Кристина рассказывает: "И вот пока я лежала дома, нашла в интернете работу, которая впоследствии и привела меня в Hermès. Это мастерская по производству и росписи фарфора, которая называется Laure Sélignac («Лор Селиньяк»), искавшая художника-дизайнера. В свое время я расписывала тарелки для мамы, бабушки, занималась ювелирным делом, батиком, керамикой и т. д. Поэтому некоторый опыт у меня имелся, плюс мое образование. Ситуация у меня была почти патовая, поэтому я позвонила в эту компанию и нагло заявила: «Я именно тот человек, которого вы ищете!» Хотя справедливости ради надо отметить, что в моих словах была лишь доля неправды. Меня попросили принести образцы моих работ, которых, как вы понимаете, у меня не было. Я купила белые тарелки, краски для техники холодной росписи и сделала три работы в разных стилях. На следующий день я встретилась с директором мастерской, которая поинтересовалась, сколько времени мне понадобилось для этой работы. Я говорю: «Пятнадцать минут». Она посмотрела на меня очень выразительно в том смысле, что «сейчас мы проверим, действительно ли это так». Она хотела дать мне образцы росписи для копии, но я отказалась, потому что все, что нужно, есть у меня в голове. И пока она говорила по телефону, я расписала одну тарелочку пейзажем в типично парижском духе – готическая церковь в перспективе, османские крыши и балкончики, газовые фонари. Работала я примерно тринадцать минут. Когда директриса увидела эту тарелку, у нее случился шок, и она взяла меня на работу с испытательным сроком два месяца. И тут я убедилась, что, если ты на правильном пути, вся вселенная помогает тебе. За кратчайший срок, три недели всего, я получила работу, гражданство и муниципальную квартиру".
Армянский музей Москвы предлагает вам посмотреть шедевральные образцы армянской керамики.