Средневековая армянская миниатюра - галерея Армянского музея
"Весь мир был погружен в холод и молчание... Из Ахпатского ущелья поднимался холодный пар и застывал на устах художника Маргаре. Под снегом неприметно дышала деревня Ахпат, и в монастыре замерзал Маргаре. Он грелся у мангала, но холод был в самом теле, не подвластный ни холоду, ни теплу мирским... Ничему не подвластный, защищенный от холода холод", - так писал о миниатюристе 13 века Маргаре Агаси Айвазян в рассказе "Рыба в кувшине".
Мы редко думаем о том, что чувствовал, о чем думал каждый из художников, превративший свое искусство в духовный подвиг? Жизнь их, как и историков, летописцев, отцов церкви была полна драматизма и противостояния. Борьбы с миром и самим собой.
Средневековое армянское светское искусство не сохранилось. До Киликии западноевропейское искусство еще не дошло, а мирская живопись стала развиваться в XVIII, например, в городской культуре Тифлиса.
Иллюстрация 5 - хоран: вид книжной графики, где преобладает растительный орнамент.
Обращаем ваше внимание на иллюстрацию 9, 17 и 19 - маргинал в армянской рукописи 1288 года.
"Маргинал" - это рисунки и орнаменты, украшающие поля средневековой иллюстрированной рукописи, а подчас даже надпись на них, которая могла совершенно не соответствовать общей концепции оформления книги. Например — «Апокалипсис» с роскошно выполненными сценами конца света, а на полях надпись переписчика: «как болят пальцы от холода» или «когда я наконец закончу эту главу». Широко известны маргиналы в Остромировом Евангелии. В данном смысле термин «маргинал» как «что-то лишнее, выбивающееся из общего русла» перекочевал в социологию. В современной типографике маргиналией или «фонариком» называется заголовок, расположенный на поле страницы. Обычно такие заголовки применяются в учебных или справочных изданиях, чтобы облегчить поиск по справочным сведениям или не разрывать изложение материала.
А вы помните, как закончился рассказ про художника Маргаре? "До поздней ночи просидел Маргаре рядом с кувшином. Рыба двигалась все медленней.
В полночь Маргаре умер. Он по-прежнему сидел на камне, и только голова его свесилась и уперлась в горлышко кувшина. Рыба прожила еще час и тоже умерла".
Так почему умирает монах и рыба - символ христианства?
Армянский музей Москвы подготовил галерею средневековых шедевров в миниатюре.
1. Поклонение волхвов. Миниатюра VI века.
2. Христос и два апостола. Армянская рукопись 989 года.
3. Благовещение. Армянская рукопись 1232 года. Художник Григор.
4. Миниатюра на полях армянской рукописи 1232. Художник Григор.
5. Хоран из армянской рукописи 1251 года. Художник Вардан.
6. Заглавный лист. Армянская рукопись XIII века. Художник Аветик.
7. Евангелист Матфей. Армянская рукопись 1287 года. Приписывается Торосу Рослину.
8. Фрагмент заставки. Армянская рукопись 1288 года.
9. Маргинал. Армянская рукопись 1288.
10. Заглавные буквы из армянской рукописи XIII века.
11. Портрет Григора Нарекаци. Армянская рукопись XII века.
12. Аварайрская битва. Армянская рукопись 1569 года.
13. Заставка с изображением актера. Армянская рукопись 1290 года. Художник Торос.
14. Человек, несущий рыбу. Армянская рукопись 1211 года. Художник Маргаре.
15. Св. Георгий. Армянская рукопись 1323 года. Художник Торос Таронаци.
16. Заставка из армянской рукописи XII века.
17. Маргинал. Армянская рукопись 1205 года.
18. Заставка. Армянская рукопись 1304 года.
19. Заглавная буква и маргинал из армянской рукописи XIV века.
20. Заставка. Армянская рукопись XIV века. Художник Григор Татеваци.