«Саломея» Оскара Уайльда и Вардгеса Суренянца

«Саломея» Оскара Уайльда и Вардгеса Суренянца

16 октября 1854 года в Дублине родился английский поэт и писатель Оскар Уайльд. Публикация в 1890-м его единственного романа «Портрет Дориана Грея» наделала тогда много шума. Современниками книга была встречена неоднозначно. В высшем обществе роман и вовсе назвали аморальным, не сумев разглядеть в нем воспитательную основу, заложенную автором.

Оскар Уайльд

«Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чем состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, привнес их сам», — отвечал в одном из писем Уайльд, на примере своего персонажа, нового Фауста, еще раз поведавший читателю о том, как губительны подчас бывают человеческие желания.

В 1891 году Оскар Уайльд на французском языке пишет одноактную трагедию «Саломея». Впервые она была опубликована во Франции в 1893-м, а английский перевод — в 1894-м. В то время действовал законодательный запрет постановок с библейскими персонажами. Трактовка Уайльдом библейского сюжета вызвала скандал. Пьеса долгое время находилась под запретом. Та же участь постигла ее и в России. Первое публичное представление трагедии в Великобритании состоялось только лишь в 1931 году.

В основу трагедии Оскара Уайльда легла история иудейской царевны Саломеи, одного из персонажей Нового Завета.

Согласно евангелистам Марку и Матфею, правитель Галилеи и Переи Ирод Антипа состоял в связи с женой своего брата Филиппа — Иродиадой. Пророк Иоанн Креститель публично осуждал подобную связь и называл ее незаконной. Иродиада затаила на него злобу. Вскоре пророка заключают под стражу.

Тициан. «Саломея с головой Иоанна Крестителя», 1515

Тициан. «Саломея с головой Иоанна Крестителя», 1515

На дне рождении Ирода Антипы дочь Иродиады Саломея исполняет «Танец семи покрывал». Танец так покоряет Ирода, что он в присутствии всех собравшихся обещает подарить ей все, что она пожелает — даже полцарства. И Саломея, по наущению своей матери, желает голову Иоанна Крестителя. Ирода расстраивает желание падчерицы. По Марку, тот был против казни Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой». По Матфею же, Антипа и сам «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка».

Ирод Антипа дал обещание в присутствии большого количества людей, а потому не смог взять свое слово обратно. Он отправляет палача и приказывает принести голову Иоанна. Вскоре на подносе Саломее преподносится голова Иоанна Крестителя.

Евангелисты не называют имени дочери Иродиады. Имя Саломеи известно нам по работе Иосифа Флавия «Иудейские древности».

В 1900-х годах художников привлекает не евангельский сюжет, а трагедия Оскара Уайльда «Саломея» и именно его героиня.

На армянский язык пьесу Уайльда перевел поэт Ваан Терьян. На армянской сцене роль Саломеи исполнила актриса Екатерина Дурян-Арменян.

В 1907 году Вардгес Суренянц создает свою Саломею, проникая в уайльдовскую философию.

В отличие от евангельского сюжета, в трагедии Оскара Уайльда Иоанн Креститель был казнен из-за мести, чинимой самой Саломеей. Согласно его сюжету, Саломея влюбляется в Иоанна Крестителя — в пьесе он назван Иоканаан. Отвергнутая им, она замышляет месть. На картине Суренянца изображена именно такая Саломея — отвергнутая и уязвленная женщина.

Вардгес Суренянц. «Саломея», 1907

«Она похожа на маленькую царевну в желтом покрывале, ноги которой из серебра». Оскар Уайльд, «Саломея»

Уайльд в своей пьесе проводит параллель между луной и Саломеей, отождествляя ее с этим небесным светилом.

«Паж Иродиады. Посмотри на луну. Странный вид у луны. Она как женщина, встающая из могилы. Она похожа на мертвую женщину. Можно подумать — она ищет мертвых.

Молодой сириец. Очень странный вид у нее. Она похожа на маленькую царевну в желтом покрывале, ноги которой из серебра. Она похожа на царевну, у которой ноги, как две белые голубки. Можно подумать — она танцует».

Цветовое решение картины, можно допустить, было продиктовано Суренянцу этим символическим сравнением Уайльда. Он изобразил Саломею у богато украшенной двери. Она смотрит свысока, что подчеркивает ее чувство гордости.

На полотнах других художников Саломея чаще всего изображена с головой Иоанна Крестителя. У Суренянца этого нет. Она, в своей властной красоте, изображена в момент противоборства чувств — между любовью и смертью.

«Саломея» Оскара Уайльда и Вардгеса Суренянца