«Откуда приходит в мир красота? Куда она уходит?»: Лика Кавжарадзе и история Мариты
«Я смотрел на этот алый цветок, и не верилось мне, что Марита не украшает больше нашу землю. Трудно было поверить и в то, что это великолепное цветущее дерево могло вырасти среди пыли и мусора само собой. И в самом деле, откуда приходит в мир красота? Куда она уходит? Где теряется? Почему исчезает? Или только на время скрывает от нас свое лицо? Кто знает…» Так в фильме грузинского режиссера Тенгиза Абуладзе «Древо желания» рассказчик завершает историю юных Мариты и Гедии, которым жестокий мир устоев и предрассудков не дал найти счастье.
Роль Мариты исполнила актриса Лика Кавжарадзе. За свою карьеру она сыграла почти в тридцати фильмах. Наибольшую славу ей принесла роль в «Древе желания» — фильме-притче об истории любви грузинских Ромео и Джульетты.
Картина «Древо желания», снятая по мотивам рассказов Георгия Леонидзе в 1976 году, стала вторым фильмом Тенгиза Абуладзе в его кинотрилогии — «Мольба», «Древо желания», «Покаяние». Перед зрителем предстает панорама жизни дореволюционной грузинской деревни.
Первые кадры фильма — парящая в небе птица, символ не достижимой человеком свободы. Затем действие переносится на землю — на цветущее ярко-красными анемонами поле. Среди этих огненных цветов лежит конь. «Гедия, твой конь умирает. Там. На косогоре», — бежит мальчик и зовет его хозяина. Подоспевший также дядя Цицикоре, один из самых уважаемых в деревне людей, убивает коня, чтобы животное не мучилось. После мы видим Гедию, сидящего среди моря цветов.
В этом эпизоде прорисовывается отсылка к древнегреческой и древнеримской мифологии — к мифу об Афродите (Венере) и Адонисе. В «Метаморфозах» древнеримского поэта Овидия читаем, что богиня любви Афродита полюбила сына царя Кипра — Адониса, который своей красотой превосходил даже богов-олимпийцев. Адонис очень любил охоту. На одной из них его собаки напали на след кабана. «Адонис уже готовится пронзить разъяренного кабана своим копьем, как вдруг кинулся на него кабан и своими громадными клыками смертельно ранил любимца Афродиты. Умер Адонис от страшной раны» (Николай Кун. Легенды и мифы Древней Греции).
Афродита, узнав об этом, отправилась в горы Кипра, чтобы найти тело любимого. «Наконец, нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы навсегда сохранилась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону».
Древнегреческий поэт Бион из Смирны посвятил любви Афродиты и Адониса поэму «Плач об Адонисе».
Столько же слез проливает она, сколько крови Адонис,
Но, достигая земли, расцветает и то и другое:
Розы родятся из крови, из слез анемон вырастает.
Ах, об Адонисе плачьте! Скончался прекрасный Адонис!
Композиция «Древа желания» выстраивается в круг. Фильм начинается со смерти. Заканчивается он также ею. Смерть любимого существа в начале как предвестник грядущих потерь. Любовь Мариты, выданной замуж за нелюбимого человека, и Гедии не нашла места на земле.
Марита, словно «луч света в темном царстве», впервые появляется в фильме в туманную и мрачную погоду. «Не солнце ли спустилось на землю?» — вопрошает один из местных чудаков Элиоз. Всех, кому бы она ни встретилась, поражает и очаровывает ее чистая красота.
Деревня населена своими «чудаками». Элиоз ищет то волшебный камень, то золотую рыбку, то волшебное дерево — оно-то и дало название фильму. Фуфала, ее роль исполнила Софико Чиаурели, нелепо наряжается и вспоминает свою былую красоту. Бумбула, припадая к земле, предвещает приближение могучего урагана. Но такие ли уж они чудаки? Видят ведь они намного больше, чем те, которые считают себя «нормальными».
Марита и Гедия — близкие природе люди, чуткие к ее проявлениям. Самый лиричный эпизод фильма — их разговор на краю высокого утеса. Гедия вспоминает, что он сюда когда-то приводил своего коня.
«Знаешь, Гедия, вокруг нас все живое. У всего есть душа. Роса на траве — это слезы земли. И смеяться умеет земля. Весною цветами смеется она, а небо смеется звездами. А знаешь, там, где упадет материнская слеза, вырастает фиалка. А что говорит солнце, когда по утрам розы раскрываются? Не знаешь? А я знаю».
Гедия на все это отвечает Марите вопросом: «Может, и ты кусочек солнца?». «А как ты думаешь?» — спрашивает уже Марита.
Рипсиме Галстян