«Пусть течет твой путь, как вода»: музыка Александра Хакэ в фильме «Шрам»
Немецкий музыкант и композитор Александр Хакэ работает в жанрах электронной и экспериментальной музыки, авангарда и альтернативного рока. В вышедшем на экраны в 2014 году фильме Фатиха Акина «Шрам», посвященном Геноциду армян, звучит его музыка.
Александр Хакэ уже более тридцати лет является участником экспериментальной немецкой группы Einstürzende Neubauten, образованной в 1980 году в Западном Берлине. До середины 1990-х он играл на гитаре и отвечал за звук, затем сменил инструмент на бас-гитару. Сотрудничая со многими другими исполнителями, Хакэ развивает и свою сольную карьеру.
В качестве композитора Александр Хакэ известен своей работой над созданием саундтреков к фильмам. Так, в 2004 году он написал музыку к фильму немецкого режиссера турецкого происхождения Фатиха Акина «Головой о стену», на съемках которого познакомился с турецкой музыкой. В следующей картине Акина — документальном фильме «По ту сторону Босфора» — Александр Хакэ задействован уже как актер. Играет он самого себя. Хакэ, вооружившись мобильной звукозаписывающей студией, исследует многообразную палитру музыки Стамбула.
Главный герой фильма «Шрам» Назарет Манукян, спасшийся во время Геноцида, лишился голоса, он не может говорить — утрачена одна связь с внешним миром. Об этом напоминает шрам, оставленный на его шее. Потеряна еще другая, связующая с миром нить — семья. Шрам у него на сердце. Дорога, которой он идет, проходит словно по инерции. И только весть, что, возможно, его дочери живы, возвращает Назарету осознанность своего существования.
Весь путь, в поисках дочерей приведший его в Новый Свет, пройден под музыку, написанную Александром Хакэ. Это наслоение непривычной для фильма на эту тему электронной музыки и народных мотивов. В фильме использована армянская народная песня Janoy Jan (Ջանոյ Ջան).
Кульминацией «Шрама» как раз и можно считать тот эпизод, где Назарет узнает о своих дочерях. Сюжетно он связан с фильмом Чарли Чаплина «Малыш», снятым в 1921 году. В нем мальчика-сироту приютил тоже в общем-то сирота — бродяга Чарли, став тем самым его семьей.
Наверное, неслучаен выход этого фильма именно в то время. Дети-сироты Ближнего Востока нуждались в приюте и заботе. Образ маленького бродяги на экране стал своего рода отражением происходящих на Востоке реалий — разлученные с отчаявшимися родителями дети.
Прошло чуть меньше ста лет с момента выхода «Малыша», и эта связь была выражена в «Шраме» Фатиха Акина.
Назарет Манукян видит чудо тех времен — кино, а именно тот самый фильм Чаплина «Малыш». Зрители заворожены этим действом. Происходящее на экране их удивляет и радует, они смеются. Смеется и Назарет. Один из эпизодов в фильме — комичный Бродяга Чарли пытается вернуть малыша, которого у него хотят отнять полицейские. Ребенок плачет и тянется к нему. Но вот Чарли побеждает своих противников — малыш снова с ним.
Назарет уже не смеется, в глазах стоят слезы. На экране он увидел себя и свою историю, перед глазами ожила его жизнь и трагедия — разлука с детьми. Сможет ли он обнять своих девочек так же, как Чарли обнимает своего, ставшего ему родным малыша? Образ Назарета родственен бродяге Чарли — он такой же одинокий странник, борющийся с окружающим миром, который так часто оказывается жесток и несправедлив.
На фоне происходящего мы слышим спокойную грустную мелодию. Но вот в расходящейся толпе людей Назарету встречается его бывший ученик. «А вы же знаете, что ваши дочери живы?» — спрашивает он его. Тут музыка сменяется. Становится тревожной, ускоряется, словно биение сердца. Теперь Назарету предстоит переплыть океан, чтобы вновь воссоединиться с теми, с кем его разлучили.
«Шрам» — трагедия вынужденного «странника», психологизм которой во многом удалось передать благодаря музыке Александра Хакэ.