Политическая культура: армянский ракурс

Политическая культура: армянский ракурс

Вместе с распадом Советского Союза в Армении возникла новая социально-политическая парадигма, которая предполагала устойчивую тенденцию армянского общества на построение в стране демократической системы.

Трудности становления и развития демократии в армянском обществе на структурном или функциональном уровнях во многом обусловлены отсутствием политической культуры демократического типа.

Классики политологии Габриэль Алмонд и Сидней Верба отмечали: «Государственные деятели, стремящиеся создать политическую демократию, часто концентрируют свои усилия на учреждении формального набора демократических политических институтов. Они могут сосредотачивать усилия и на формировании политической партии, чтобы стимулировать участие масс. Но для развития стабильного и эффективного демократического правления требуется нечто большее, нежели чем определённые политические и управленческие структуры. Это развитие зависит от политической культуры. Если она не способна поддержать демократическую систему, шансы последней на успех невелики».

Построение в Армении демократической системы немыслимо без становления и развития адекватной ей политической культуры, так как и политические институты и граждане зачастую действуют неосознанно, в соответствии с императивами политической культуры, корни которой уходят в прошлое.

По версии учёных, политическая культура включает в себя политические ориентации трёх типов, которые выступают основой трёх идеальных, «чистых» типов политической культуры: приходской (патриархальной), подданической (культурой подчинения) и активистской (культурой участия). Однако, практика показала, что данные типы политической культуры не встречаются в «чистом» виде, а взаимодействуют между собой, образуя смешанные разновидности с преобладанием тех или иных компонентов. На основании этого был сделан вывод, что самой оптимальной и массовой является синтетическая культура гражданственности (гражданская культура). Эта активистская в своей основе политическая культура, которая интегрирует определённые элементы приходской и подданнической и характерна для либерально политических систем, способствует их нормальному функционированию, образует основу их стабильности и социальной эффективности.

Введение в научный лексикон и определение категориального статуса идеи политической культуры позволило сформулировать основополагающий универсальный объяснительный принцип: конечной причиной политики конкретного общества является система его политической культуры.

Политическая культура занимает особое место в исследовании современного положения Армении.

Это связано, во-первых, с необходимостью осмысления результатов социально-политических и экономических изменений, произошедших в стране. Стало уже привычным суждение о том, что за последнее время страна сильно изменилась, а вместе с ней во многом трансформировалось сознание и поведение армян, живущих на родине.

Во-вторых, политическая культура представляет собой составную часть общей культуры, которая включает в себя политико-мировоззренческие ценности и представления людей о политике, власти, стиль поведения и участия в политических событиях, а также накопленный политический опыт.

В-третьих, от характера ценностей и уровня развития политической культуры зависят темпы и характер политических преобразований, особенности политического процесса, развитие других сфер общественно-политической жизни.

Политическая культура рассматривается как система моделей социального поведения, обеспечивающая преемственность и воспроизводство политической жизни, а также механизм коммуникации субъектов политического процесса.

Что происходит в Армении?

Уже 25 лет страна живет в затяжном конфликте между патерналистскими ожиданиями большинства населения (привычка советских времен) и отсутствием у государства желания и средств для осуществления подобного патернализма (бесплатная медицина, отопление, гарантированное трудоустройство, постоянная вода, газ и прочее).

Отказ государства от патерналистских функций привел к появлению социально-психологического кризиса у представителей среднего и пожилого возраста. В то же время традиционное восприятие государства в качестве субъекта, обязанного обеспечивать социальную защиту и определенный жизненный уровень для всех, продолжает сохраняться в сознании большинства жителей Армении в целом: ориентация на коллективизм; значительное влияние патернализма; высокая степень ожидания решений повседневных проблем «сверху»; поиск харизматической личности, способной восстановить порядок в стране; правовой нигилизм; низкая политическая активность в сочетании с высоким интересом к политике и т. д. Государство и раньше не обеспечивало в полной мере безопасность, однако после четырехдневной войны, миф защищенности разрушился и населению страны в очередной раз было показано кощунство власти и военно-политического руководства.

Потеря стабильности в повседневном существовании, ощущение беззащитности перед проблемами, которые раньше решались с помощью государства, неуверенность в будущем порождают доминирование в общественном мнении настроений растерянности, отчуждения от власти, неверия в осуществляемые ею реформы. С этим связано также стремление некоторых групп населения переложить ответственность за переживаемые ими трудности на руководство страны, администрацию города или марза.

Важно отметить, что последнее политическое событие, в котором участвовало огромное количество граждан Армении - это референдум по принятию поправок к конституции (6 декабря 2015 год). Это были не властные выборы, темой стали поправки к конституции, что могло бы быть основой для неучастия широких масс. Однако оказалось, что общество в Армении уже созрело, разбирается в праве, имеет четкое представление, что цель правового изменения – это меры, направленные на сохранение режима, исходя из этого была высокая политическая активность. Несмотря на то, что была фальсификация итогов референдума, официально было зафиксировано, что 450 тысяч проголосовало против. Это огромное количество людей, которые четко осознают свои права и с этим нужно считаться.

Свое предназначение в качестве инструмента консолидации общества и его переустройства политическая культура может выполнять лишь при условии доминирующего процесса модерации - преодоления конфронтационности различных направлений, взаимодействия их на основе общей объединяющей идеи, поиски которой сегодня активно предпринимаются всеми политическими силами. Этим обусловлено большое количество зарегистрированных за 2016 год в Минюсте Армении политических партий, которые стремятся охватить свободные ниши, возникающие в растерянном обществе, готовом ухватиться за разнообразные, иногда сомнительные идеи. К сожалению, мнение политологов здесь достаточно устойчиво: партии зарегистрировались не из-за того, что искали новые идеи, они открылись для участия в выборах 2017 года, а открыли эти партии в основном люди, которые давно в политике – это всем известные люди, связанные с представителями нынешнего политического эстеблишмента.

Единственной идеей, которая может объединить общество в 2017-2018гг. в Армении – идея полной смены властной элиты.

Уровень политической культуры армянского общества весьма низок. Остается низкой культура принятия политических решений, осуществления функций государственной власти, разрешения политических конфликтов, управленческих отношений, способность управляющих и управляемых своевременно реагировать на изменения в экономической, социальной, политической и духовной сферах. Требует развития политическая культура взаимоотношений партий, организаций, движений и т. д. При таком состоянии политической культуры армянского общества разговоры о формировании гражданского общества и правового государства не могут воплощаться в конкретные дела.

В процессе формирования политической культуры большое значение имеет решение проблемы политического содержимого ее ценностей и ориентаций. Какие ценности должны находится в основе армянской политической культуры: заимствованные или национальные? Каждый народ вправе выдвигать свои идеалы политического устройства и считать их наиболее приемлемыми. Опыт ряда других стран, ищущих пути политической модернизации, показывает, что усвоение самых лучших мировых образцов не бывает эффективным, если оно не учитывает национальных особенностей своей политической культуры. Нередко результатом становится отторжение заимствованных образцов, ведущее к дискредитации таких понятий, как демократия, прогресс. Так, Украина не стала европейской страной, Ирак, Египет и Ливия отторгли европейские ценности, разрыв между этими странами и мировым сообществом все увеличивается ввиду естественно возникающей идеологии радикализма.

В целом, армянский электорат больше ориентируется на личности, чем на партийные идеи. Значительный уровень протестности свидетельствует о недоверии населения и к кандидатам, и к органам власти, и отчасти, к самой процедуре выборов.

В выборах сложно переоценить роль харизмы кандидата, но политическая идея в современном армянском обществе становится менее важна. Современное общество стало умело обращаться с источниками информации. Недавнее выступление Левона Тер-Петросяна получило резкую политически обоснованную критику.

Политическая культура в Армении будет зависеть от показателей социально-экономического развития страны. А перспективы формирования новой политической культуры с традициями индивидуализма, значимости либеральных ценностей, осознанием населением своей субъективности определяются возможностью полной сменой существующей властной элиты и преодолением последствия 25-летних унижений от нынешней власти, препятствующим отмиранию авторитарно-патриархальной политической культуры.

 

Политическая культура: армянский ракурс