«Курьер» Карена Шахназарова: «проводник» по безвременью
Фильм Карена Шахназарова «Курьер», как он описан критиками трагикомедийный фильм времен перестройки, был снят в 1986 году. С тех пор прошло 30 лет. Лента, безусловно, отражает дух времени, «мы ждем перемен», брожение, которое потом закрепили фильмы Сергея Соловьева. Культовая «Асса» была снята годом позже.
На съемочную площадку к Карену Георгиевичу Федора Дунаевского привела его одноклассница актриса Анастасия Немоляева, она была приглашена режиссером на роль Кати.
Федор Дунаевский после роли Ивана Мирошникова сыграл еще в двух картинах «Дорогая Елена Сергеевна», «Небеса обетованные». В начале 90-х уехал в Германию, а потом — в Израиль, где продержался два сезона в местном театре. Через некоторое время поступил на курс Сергея Соловьева во ВГИК. Вместо кино предпочел заняться бизнесом в Израиле и Италии. В 2015 году вернулся в Москву.
О себе говорит, что он и его герой почти диаметрально противоположны. Сам Федор жесткий и бескомпромиссный, а сыгранный им Иван – вяленый, склонный к эпатажу. Во время работы над образом он играл Холдена Колфилда из романа «Над пропастью во ржи». Хотя сам Шахназаров бы опротестовал это. Он не объединял образ Сэлинжера и своей повести, по которой снимал фильм.
Федору блестяще удалось воплотить замысел: Шахназаров хотел, чтобы он никак физиономически ни на что не реагировал, ничего не выражал. «И в моем случае на 80 процентов роль сделана голосом, при озвучке. Все эмоции в голосе. Лицо нейтрально», - говорит Дунаевский.
Кстати, судьба Владимира Смирнова, сыгравшего Базина, сложилась трагически. В фильме, по рассказу Федора, он такой шестерка, мямля. А в жизни был лидер, предводитель довольно большой молодежной группировки. В 90-е годы его убили — расстреляли среди бела дня.
В фильме «Курьер» повествование формально распадается на два пространства: вот жизнь улицы с ее брейк дансем, катанием на скейтборде, дискотеками и поиском, с кем бы провести вечер. И вот, казалось бы, жизнь более успешного сообщества: «золотая молодежь» – отпрыски дипломатов и ученых, которые говорят о своих мечтаниях и кредо словами, напоминающими адаптацию избранных указаний Политбюро.
Кате скучно и пусто в компании Ивана, выпивающих, монотонно и серо предстающей перед ней, дочкой профессора. Точно так же Иван чувствует себя и на ее «этаже» существования. Он поэтому так вял, неэмоционален, потому что в принципе речь идет об одной и той же затхлой, вымороченной среде.
«Отцы» поколения, сыгранные Олегом Басилашвили, Александром Панкратовым-Черным и Владимиром Меньшовым все время допрашивают с пристрастием «детей». При этом последние, уставшие и состарившиеся уже в юности, не находят ничего лучше, чем молчать или издевками намекать на их никчемность и несостоятельность.
Впрочем, Шахназаров вводит в сюжет еще третий метафизический план – логово убитого леопарда, чей дух жив. Эти сцены снимались в Подмосковье, на песчаных карьерах. Эта будоражащая воображение поэтика притягивает Ивана: в Африке работает ушедший из семьи отец, и так или иначе он пытается приблизить свою московскую жизнь к нему. Вторая причина осмыслена режиссером – искомая свобода Ивана образно встроена в пустыню.
Поразительно, что пересматривая фильм, понимаешь, что он – вневременной. Он хоть и снят в антураже 90-х, но «курьер» - это проводник по этим временам, то есть безвременьям. Афганистан, Чечня, Сирия, и напротив человеческих трагедий, сломанных судеб – аморфная человеческая масса из молодых тел, одетых в брэндовые тряпки, вяло перелистывающая страницы модных журналов…
Сцена встречи - «поединка» Ивана и афганца, возвращающегося с войны, из некоторых кинопоказов была вырезана. Здесь нет прямого противостояния, но два взгляда перекрещиваются, как на дуэли. Глаза афганца с обожженным лицом, который всматривается в дворовую тусовочную пустоту, и глаза Ивана, который завтра может тоже попасть в пекло войны – и, возможно, он, устав от того, что в столице с ним ничего не происходит, ждет этого, хоть и страшится.
Валерия Олюнина