Кинорежиссер Роман Балаян: «Я — не человек войны, у меня нет ненависти к азербайджанцам, у меня есть неприятие их поступков»
Однажды режиссер Роман Гургенович Балаян сказал, что Киев создан для жизни, а Москва - для суеты, и что ему повезло: он как раз живет в Киеве. Город этот его привлек ландшафтом, уютом, какой-то аурой, намоленный историей, церковью. Он говорит, что в мире есть еще город, где ему было бы удобно жить – это Рим. На семи холмах, как и Киев.
Образ Киева крепко связан с воспоминаниями об учителе – Сергее Параджанове. На первой встрече в тюрьме, когда Роман с другом поехали туда, у него появилось ощущение, что это он к ним в гости пришел — настолько он был свободен и весел. Когда Балаяну предложили снять фильм «Параджанов» (2013), он отказался, посчитав, что их дружба помешает съемочному процессу. Но согласился участвовать в проекте в роли художественного руководителя и креативного продюсера.
Арцахский армянин, «карабахский выпендрежник», советско-русско-украинский режиссер армянского происхождения, как он называет себя сам, Роман Балаян остался верен горам и любви к своему народу. Он родился в селе Неркин Оратаг Мардакертского района Нагорно-Карабахской автономной области. В раннем детстве потерял отца, пропавшего без вести на фронтах Великой Отечественной войны.
В 1959—1961 годах был актёром Степанакертского театра. В 1961—1964 годах учился на режиссёрском факультете Ереванского театрального института, потом перевёлся на режиссёрский факультет Киевского государственного института театрального искусства имени Ивана Карпенко-Карого, который окончил в 1969 году.
«Я хотел, чтобы Арцах был освобожден, - говорил режиссер в одном интервью. В Арцахе мои родственники, прах моей матери, но, когда сказали, что начались демонстрации, хотят присоединиться к Армении, я знал, что будет много смертей и долгая история…». Он считает, что все-таки в СССР не все национальности находились добровольно. Или власть не учитывала в нужной мере их культурную и национальную сущность. В постсоветский период это и стало открывшимся нарывом.
Примечательно, что в годы обострения отношений России и Украины, начиная с 2014 года, Роман Балаян занял позицию, осуждающую действия российских властей. Он перестал ездить в Москву, хотя его продолжали звать на эфиры телеканалов, отказывался.
«Понимаете, я — за Украину, но не за некоторых украинцев. И хотя я — не этнический украинец, но, как мне кажется, веду себя, может быть, даже более ответственно, чем человек, который себя называет истинным патриотом», - признавался он.
Балаян считает, что кино должно быть миротворцем. Он верит, что должны создаваться именно такие ленты: кто-то из ДНР и кто-то из Нацгвардии оказались в одной яме. Об армяно-азербайджанском конфликте говорит, что он тот человек, который должен участвовать в перемирии. «Я — не человек войны, у меня нет ненависти к азербайджанцам, у меня есть неприятие их поступков, как, может, и у них — поступков армян».
Как кинематографист Балаян состоялся в советское время, о котором сохраняет теплые воспоминания. По мнению Романа Гургеновича, дело тут не в строе, а в духе единства, который в кино, возможно, был особенно силен, и потому кинематографисты сейчас скучают друг по другу. В кино язык универсальный, потому и сами кинематографисты - почти космополиты, своего рода отдельная нация.
Он начинал в 1970 году на Киевской киностудии. Помимо кинофильмов снимал телеверсии спектаклей Московского театра "Современник" ("Анфиса", 1993; "Кто боится Вирджинии Вульф?"). Кинорежиссер снял в 1982-м культовый фильм "Полеты во сне и наяву" — тогда, когда не существовало еще понятия "культовый". В год проката его посмотрели 6,4 миллиона зрителей. За этот фильм в 1987 году Роман Балян, сценарист Виктор Мережко, оператор Вилен Калюта, актер Олег Янковский, сыгравший главную роль, получили Государственную премию СССР.
Перед "Полетами…" пять с половиной лет Балаян ничего не снимал. О сталеварах и шахтерах, как предлагали, не хотелось. Он не был диссидентом, просто понимал, что это не его. Сценарий изначально был рассчитан на Никиту Михалкова. Однако в один прекрасный вечер Балаян увидел по телевидению фильм "Мы, нижеподписавшиеся…" и понял, что главную роль должен играть Янковский. «У Олега лицо было редкое, мало на кого похожее. Вообще нездешнее, что ли». Он «предал» своего друга Михалкова, но это не помешало Михалкову появиться в фильме в небольшом, но запоминающемся эпизоде… Герою Янковского через пару дней исполняется 40 лет, и он приступает к разрушению несущих конструкций своей нехитрой жизни. В результате он остается без всего, но это все и не было ему по-настоящему нужно — в своем стеклянном мутном футляре он не видит то, что имеет ценности.
После 1987-го режиссер снял еще пять фильмов, но это, как он говорит, уже работа, а до этого просто игрался в кино. На съемочной площадке посторонний человек никогда бы не догадался, что режиссер — это Балаян. Он все время прыгал, бегал, хохмил. Наверное, потому, что легкомысленно ко всему относился, был очень свободен, фильмы получались такими, как хотелось. "Полеты во сне и наяву", "Храни меня, мой талисман", "Филер" — это о судьбе советской интеллигенции, частью которой он был.
В 2002 году вышел российско-украинский фильм «Ночь светла», снятый по сценарию Рустама Ибрагимбекова по мотивам рассказа Александра Жовны «Эксперимент». На кинофестивале «Окно в Европу» (2004) картина получила приз имени Андрея Тарковского «За художественное воплощение высоких нравственных позиций. После премьеры Балаян вновь "исчез".
Он снял 11 фильмов для кинопроката и телевидения: «Каштанка» (1975 г.), «Бирюк» (1977 г.), «Полеты во сне и наяву» (1982 г.; Государственная премия СССР, 1987), «Храни меня, мой талисман » (1986 г.; приз «Золотое плато», кинофестиваль в г. Авелино (Италия), главный приз «Золотой тюльпан» в г. Стамбуле (Турция), «Леди Макбет Мценского уезда» (1989 г.), «Райские птахи» (2008 г.).
Лауреат Государственной премии СССР, народный артист Украины, действительный член Академии искусств Украины, член Союза кинематографистов Украины. В июле 2016 года Роману Балаяну вручен специальный приз XIII Международного ереванского кинофестиваля "Золотой абрикос" и Первопрестольного Святого Эчмиадзина – "Да будет свет!"