В день рождения мечтателя и скульптора Нуне Туманян
Армянский музей Москвы сердечно поздравляет скульптора, председателя секции скульптуры Союза художников Армении Нуне Туманян. Её авторские выставки и те, где Нуне выступает в качестве организатора коллективных проектов, это всегда радостное потрясение для Еревана. Говорить о том, что Нуне - скульптор нового поколения, из тех, что приближает будущее своего города, этого слишком мало.
Нуне Туманян - большой мыслитель, который воплощает свои мечты через пластическую форму искусства. Приглашаем вас посмотреть эти фантасмагорические скульпторы, для которых, по мнению автора, в городе уже создано место.
Армянская скульптура. Один из любимых и почитаемых армянами видов искусства. Любят горожане шедевры скульпторов-монументалистов Арташеса Овсепяна, Ара Арутюняна, Ерванда Кочара, Николая Никогосяна. Украшают город памятники армянским деятелям культуры и искусства: Мартиросу Сарьяну, Александру Таманяну, Араму Хачатуряну, Саят-Нове, Ованесу Туманяну, Александру Спендиарову, Уильяму Сарояну.
Городская скульптура – особый вид творчества. Памятники и скульптуры устанавливаются таким образом, чтобы горожанам было удобно рассмотреть фигуру со всех сторон. Возможно, поэтому памятники и скульптуры чаще всего являются визуальными центрами площадей, парков, аллей. Не случайно символом армяно-французской дружбы стала тоже скульптура Огюста Родена «Жюль Бастьен -Лепаж», которую в 2011 году привез в дар Президент Франции Николя Саркози. Она была установлена на площади Франции.
Нуне Туманян в этом году стала инициатором развития ландшафтной скульптуры в Ереване. Именно такой вид искусства делает образ города более камерным, уютным, располагающим для общения и прогулок. Творчество Нуне хорошо известно в Армении и за ее пределами. Она – лауреат премии Международной биеннале на тему «Божественная комедия» Данте в Равенне в 1998 году. На этом же конкурсе армянские скульпторы получили коллективный приз за лучшее представление искусства своей страны. В феврале 2014-го Нуне стала победителем Международной биеналле в Объединенных арабских эмиратах. Были представлены работы женщин из 28 стран мира, и первое место получила работа Нуне Туманян.
Идею Нуне продолжать развивать городскую скульптору более системно и качественно, с привлечением достойного финансирования, развития в Ереване «зеленых зон» поддерживает и ее супруг, известный ереванский скульптор-анималист Геворг Арутюнян, а также другие известные мастера – их около 30. Среди них: Арег Петросян, Ашот Арутюнян, Амбарцум Бегоян, Цолак Симонян, Эдуард Шахикян, Ованес Гаспарян, Эригназ Галстян, Грант Овсепян, Карен Багдасарян, Нина Хемчиян, Самвел Газарян, Юрий Петросян, Ваграм Галстян, Самвел Погосян.
Не так давно Нуне и ее коллеги представляли этот проект в Доме художников. Сама Нуне показала в этой экспозиции «Древо мечтаний», «Шаг» и «Поцелуй». «Городская скульптура не обязательно несет в себе философский смысл. Она призвана услаждать взгляд, создавать настроение и особую атмосферу», - считает она.
О скульптуре «Шаг» она говорит, что в этой работе она хотела показать устремленность в будущее, веру в себя. Чтобы зритель, смотря на «Шаг», был уверен в том, что идущий достигнет цели. Эту работу она видит установленной на Северном проспекте, часть которого построена в стиле хайтек. Говорят, что в таких пространствах главное – функция и удобство. Нуне как творец с универсальным художественным мышлением (многое из ее творчества выходит за рамки традиционного армянского миросозерцания и пластики) считает, что пустоты должны быть для радости: в эти каменные урбанистические «ниши» добавить маленькие, создающие настроение скульптуры. «Шаг» Нуне Туманян – это армянский привет «Идущему человеку» Альберто Джакометти, которого он создал в 1961 году, ставшему самой дорогой скульптурой в мире. Творчество Альберто Джакометти – замечательный пример «дегуманизированного искусства», оторвавшего европейскую традицию от классической традиции, добавив в него игру, мистификацию, архаику, шутку.
По мнению Нуне Туманян, «Ереван украшен многочисленными скульптурами, но все они являются памятниками или мемориальными досками. Создается впечатление, что, гуляя по Еревану, ты ходишь по пантеону. Искусство должно быть ближе людям, его не следует прятать в музеях».
Примечательно, что в настроениях Нуне Туманян и Ко побеждает любовь, гармония, семейные ценности, рождение детей. А если языком прагматичным, то разработка и утверждение проекта, направленного на благоустройство рекреационных зон города, будет также способствовать развитию туризма.
Валерия Олюнина