Языческая триада Еревана
Август - благодатный и урожайный месяц в жизни земледельца. Не зря говорили в старину «летний день год кормит». И поэтому очень важно организовать правильную уборку и сохранность урожая не только в прямом, но и в «ритуальном» смысле. К этой части относится и благословение первого урожая: «яблочный спас», «медовый спас» на Руси, благословение первого сбора винограда в Армении - праздник Богоматери.
Сегодня, благодаря кропотливой работе наших историков, этнографов, филологов, мы знаем, что многие церковные праздники сохранили в себе основу древних языческих обрядов плодородия и земледелия, и праздник благословения винограда – это отголосок культа Великой Матери Анахит - покровительницы всех женщин, хранительницы домашнего очага, врачевательницы армянских воинов. В скрытом виде её культ продержался ещё очень долго после принятия христианства. Но не о ней мы хотим рассказать сегодня. Любой наш языческий герой словно одет «во сто одежек» и каждый раз, «сбрасывая» очередной покров, каждый из них предстает перед нами в новом обличии. Это относится и к Анахит, и к Хайку, и к Вахагну, и к Торку Ангеху. Последние трое и составляют ту «языческую триаду», о которой мы хотим вам рассказать.
Хайк-лучник
О прародителе нашем Хайке мы на самом деле знаем очень мало и продолжаем воспринимать его не как верховного бога в классическом понимании, а как героя устного творчества. Легенда о его победе над ассирийским тираном Бэлом стала ключевым моментом для скульптора Карлена Нуриджаняна в его работе над монументальной скульптурой Хайка, которая сегодня украшает одну из магистралей Еревана. Легенду о Хайке донесли до нас наш великий историк 5-го века Мовсес Хоренаци и другой историк, уже 7-го века, Себеос (хотя он в основном пересказывает информацию Хоренаци). Будучи прекрасно образованным и трезво мыслящим человеком, а также христианином, Хоренаци пытался всей легенде придать реалистическую, «приземленную» направленность, приглушить мифическое, божественное начало нашего праотца. Но и все то, что он сообщает, дает нам право предположить, что мы имеем дело с верховным богом - эпонимом одного из древних армянских племен, которые, объединившись с родственными племенами, заложили основы доурартской армянской цивилизации. Ведь после победы над Бэлом потомки Хайка постепенно стали двигаться на север от озера Ван (близ которого состоялся судьбоносный бой) и основывать новые города и крепости. «Расшифровывая» эти названия, Хоренаци показывает нам пройденный путь потомков: земля к западу от озера стала называться Хайоц дзор («армянская долина» или «лощина»,) по-другому еще Герезманк - могильник( для врага, разумеется). Далее сын Арамайис основал город- крепость Армавир, Шара стал хозяином урожайной области Ширак, Гегам обосновался в Гегаркунике - Царском дворе Гегама и т.д. По имени Хайка земля стала называться Хайастан, а все жители - хаи. Чужеземцы же нас называют по имени сына Хайка Арменака – «армены». На самом деле, это посыл к двум самым древним племенным союзам на территории исторической Армении: Хайасса-Ази и Арме Шуприя, а история, которую нам рассказывает Хоренаци, не только отражает кусочек из языческого пантеона тех давних времен, но и отражает миграцию этих племен и военные столкновения с соседними государствами. Однако не надо считать, что древние боги ушли из нашей жизни с приходом новой религии. В военном словаре наших предков осталось понятие «стрела Хайка», это трехкрылая армянская стрела, попадание которой в любом случае приводило к смерти: при вытаскивании из раны три задних крыла приводили к страшным разрывам и смерти от потери крови, а если оставить стрелу в ране, человек умирал от заражения крови. Именно поэтому за Хайком закрепилось второе имя – «Лучник», именно под этим именем он известен средневековым армянским астрономам и церковным служителям. Армянский выдающийся математик, философ и астроном 7-го века Анания Ширакаци свидетельствует, что созвездие Орион у нас было широко известно как «Хайк Лучник», а если иметь в виду, что все календарные расчеты церковных праздников проводились при помощи движения небесных тел, становится ясно, что языческий бог продолжал сопровождать нас ещё долгие и долгие годы. Достаточно добавить, что согласно свидетельству нашего известного этнографа 19-го века Г. Срвандзтянца, в 60-х годах жители Ванской области невысокий горный кряж близ Хайоц Дзора называли «Караваном Хайка», и с удовольствием рассказывали, что это верблюжий караван Хайка застыл здесь в назидание потомкам, чтобы помнили и не забывали, кто они есть, какое имя носят и перед кем должны ответ держать.