Торк Ангех

Торк Ангех

Первое ощущение, которое возникает при произношении этого имени, что речь идет о ком-то очень некрасивом («ангех», «тгех» - по-армянски «некрасивый»). Также объясняли это имя все те наши авторы, которые рассказывали нам о нем: о Торке Ангехе, древнем владыке неба, глубоко почитаемом божестве у древних народов Малоазийского полуострова. Согласно древним иерографическим надписям, его имя произносилось как «Тарку», «Таркуа». Армянская традиция сохранила его как Торк. Старшее поколение наших читателей прекрасно помнит поэму Казароса Агаяна «Торк Ангех и Айкануш Прекрасная», где речь шла о благородном, храбром, но на вид просто страшном Торке, защитнике слабых и угнетенных, прекрасном строителе. Исторические сведения о нем более чем скудны. Хоренаци сообщает о нем, что он был великаном, страшным с виду, но прекрасным строителем и ваятелем. В основном ваял орлов и грифов на высоких скалах. Также Хоренаци сообщает, что в Армении существовал (при нем они всё еще существовали) сильный княжеский (нахарарский) род со своим земельным владением - Ангехтун и Ангехуник. Земля находилась на южных рубежах страны, и род Ангехуник нес также обязанности защиты южных границ. Этот факт косвенно подтверждает влиятельность, родовитость этой семьи, её статус в политической жизни государства.

Великий армянский историк Николайос Адонц посвятил очень много интереснейших трудов именно изучению древней армянской языческой религии. Впервые он обратил внимание на очевидную связь второго имени божества – Ангех - к слову «ангх», гриф. Учитывая любовь великана к изображению грифов, Адонц предложил рассмотреть присутствие грифа как некую ипостась самого Торка. Это позволило частично объяснить суть нашего героя. В древнем мире было особое отношение к, так называемым, животным - «санитарам»: грифам, жукам- скарабеям, гиенам. Питаясь падалью, эти животные уничтожали очаги заражения и распространения инфекции, потому считались посредниками между этим и потусторонним миром. Владыку светлого мира сопровождал орел (греческий бог Зевс – самый яркий тому пример), хозяин мира теней сам часто изображался в образе грифа. В этом плане прозвище Ангех надо, безусловно, понимать как ангх - гриф, проводник в потусторонний мир и защитник душ умерших. На такой трактовке настаивал также ведущий кавказовед Кирилл Туманов в своей работе «Оронтиды Армении». Он проводит также определенные параллели между армянским Ангхом и ассирийским Нергалом, хозяином царства теней. Со временем с Тарку-Торком произошли те же метаморфозы, что и с другими исконно армянскими божествами - их «накрыли» ассирийские, индоиранские боги. В народной памяти они остались как «свои», родные, поэтому очень часто выступают как защитники и покровители. А так как народное восприятие действительности четко разграничивает «красивых» и «умных», то верховный властелин неба со временем превратился в великана-урода, швыряющего целые каменные глыбы в след уплывающим вражеским кораблям, а также помогающего всем беднякам восстанавливать свои дома после неприятельского налета.

Сегодня огромная, прекрасная статуя Торка Ангеха стоит на севере Еревана, недалеко от статуи Хайка, в довольно глубокой лощине. Автор Карлен Нуриджанян не случайно выбрал это место. Торк стоит, держа на плечах огромную глыбу. Кажется, еще немного, и он швырнет камень в овраг, поднимется огромная волна и смоет с лица реки отступающие корабли наших врагов. И уже не важно, что овраг сухой, а корабли к нам просто никогда не приплывут. Главное, чтобы защитники всегда были на своих местах.

Торк Ангех