Реставрация церкви Святой Богородицы (Сурб Аствацацин) подошла к концу

Реставрация церкви  Святой Богородицы (Сурб Аствацацин) подошла к концу

Церковь Кармравор (  церковь Святой Богородицы (Сурб Аствацацин) — расположена в  области Арагацотн , Республики  Армения.  Эта   единственная в Армении культовое сооружение , первоначальная черепичная кровля которой уцелела до наших дней . Черепица накрепко вдавлена в известковый раствор и прибита гвоздями. Церковь относится к VII веку.

Кармравор - это маленький мавзолей, по планировке повторяющий подземные усыпальницы. Дом скорби Кармравор выглядит замкнутым и одиноким, будто высекли его из единого монолита. Минимум декоративных украшений, полумрак внутри - все здесь настраивает вас на печальный лад, а миниатюрные размеры здания подчеркивают его частный, семейный характер.  Но тем не менее Кармравор оставляет неизгладимое впечатление

 Построен в VII веке священниками Григорием и Манасом. Он представляет собой небольшое строение  в стиле крестово-купольной архитектуры, купол держится на  восьмиугольном барабане.

Строитель Кармравора были настоящими поэтами. Они добились выразительности, превратив в художественную деталь даже обычную строительную надпись. Наполовину стертая строка, вырезанная по всему периметру стен, рассказывает о жителях села, пожертвовавших деньги на создание часовни, о трудностях прокладки канала (очевидно, оросительного). Минимум декоративных украшений, полумрак внутри - все здесь настраивает вас на печальный лад, а миниатюрные размеры здания подчеркивают его частный, семейный характер.  Но тем не менее Кармравор оставляет неизгладимое впечатление

Храм построен в VII веке священниками Григорием и Манасом. Он представляет собой небольшое строение крестообразной формы, на крыше установлен восьмиугольный барабан.

 

На территории церкви, к юго-западу от главного входа, находится могила известного армянского поэта XX века Геворга Эмина.

Внутренний облик церкви  остро нуждался в реставрации.  Уникальные настенные фрески  были разрушены . 

Реставрации были проведены  на частные средства архитектора  Ара Заряна и  реставратора  фресок из Италии Кристин Ламуге . Сами спонсоры также приняли участие в реставрационных работах.

На Общеармянском конкурсе-выставке под названием «Ереванское архитектурное биеннале-2016» , которая проходила  в Национальном музее-институте архитектуры,   организованное  Министерством  градостроительства Армении  , Ара Зарян и Кристин Ламуге получили золотые медали в  номинации « Восстановление историко-культурного памятника архитектуры»

По словам опытных  художников-реставраторов,  главная трудность реставрации в осторожной очистке поверхности, без повреждений. “Это очень интересный памятник архитектуры, хорошо сохранившийся, но закопченность очень большая. Со временем копоть сильно исказила цветовое решение. Это все приходилось очень осторожно снимать, чтобы не втереть. На это было затрачено много усилий”,- рассказывает Кристин Ламуге.

Первоначальной задачей было очистить всю поверхность от копоти, образовавшейся от горящих свечей. Затем, с особой осторожностью устранили   мелкие дефекты на росписях.

“ Церковь   была в ужасном состоянии.Мы   приложили  титанические усилия, чтобы восстановить ее”,- вспоминает архитектор Зарян . “Здесь скопилось столько копоти, что снизу невозможно было разобрать  изображение под куполом”,- говорит Ламугеи. После очистки мы наконец увидели, что на северно-западной  внутренней стене изображен  восседающий  на коне  Сурб Геворг  Зоравар /Святой Великомученик Георгий  Победоносец).  с мечом в руке , а на юго-западной - Сурб Саркис Зоравар (Победоносец) также  на коне ,но  с младенцем и луком в руке . Центральный купол украшает  фреска Иисуса во славе. А на северной и  южной стенах  изображения Пресвятой Богородицы Марии  и Св. Ованнеса Мкртыча (Иоанна Крестителя).

После очистки фреска поражает не только мастерством неизвестного живописца, но и цветовыми особенностями и гармоничностью. По мнению итальянского специалиста,  фреска  превосходна и представляет большой интерес своим цветовыми решениями и мастерством.Она уникальна для Армении и представляют большую ценность.

Это уникальная 1300-летняя работа, прекрасно сохранившаяся. Однако определенная ее часть изрядно испорчена, ее невозможно восстановить.  Мы очистили и укрепили ее, однако, не имеем даже права дописывать за автора»,- сказала Кристин Ламуге.

Теперь туристы и паломники могут любоваться уникальным шедевром  армянской церковной архитектуры.

После проведения  реставрационных работ  удалось воссоздать первоначальный облик. Некоторые фрески были обновлены, однако большинство из них было утеряно.

 Общая картина оригинальной росписи не поддаётся реконструкции.

 Всего в  Армении, согласно официальным данным, более двух тысяч церквей признаны историко-культурными памятниками, и большинство из них нуждаются в восстановлении.

Реставрация церкви Святой Богородицы (Сурб Аствацацин) подошла к концу