Взятие Шуши: операция "Свадьба в горах"
Освобождение Шуши осуществлялось четырьмя направлениями: одновременными атаками в 2.30 в ночь на 8 мая, после захвата боевых позиций Кирса и взятия под контроль автодороги Лачин-Шуши залпом реактивной ракетной батареи БМ-21. Военной операцией руководил командующий СС НКР А.Тер-Тадевосян (Командос). В командных точках находились генерал-майор Г.Далибалтаян, Серж Саргсян, Р.Гзогян, З.Балаян, связь, медпомощь, артиллерийская подготовка, инженерная служба. Работы координировали А.Папазян, В.Марутян, Л.Мартиросова, Р.Агаджанян, а также представители властей НКР О.Есаян, Г.Петросян, А.Гукасян, Р.Кочарян и др.. План освобождения Шуши благословил и пожелал удачи членам штаба СС архиепископ Арцахской епархии Паргев Мартиросян.
Оперативный план освобождения Шуши был разработан во главе с А.Тер-Тадевосяном, к разработке которого военные приступили сразу же после освобождения Ходжалу. План был составлен в марте-апреле, после уточнения разведывательными группами местонахождения сил противника, его позиций и численных данных. Фронтовая линия атаки была около 25 км, противник превосходил армянскую сторону живой силой и вооружением. Оперативная обстановка контролировалась, об изменениях сразу же уведомлялись В.Саргсян и С.Саргсян. План был составлен в условиях секретности при участии А.Тер-Тадевосяна, Р.Гзогяна, С.Саргсяна, Л.Мартиросова, Р.Кочаряна, а также при активном участии командующих основных направлений (С.Бабаяна, А.Карапетяна, С.Оганяна, В.Читчян и др.). 28-го апреля уже окончательно были решены и уточнены основные направления нападения, имена командующих, а также количество наличествующего оружия и боеприпасов. По приказу Л.Мартиросова была составлена модель местности Шуши, на которой командующие откорректировали свои действия и текущие направления. Военные действия руководились из наблюдательного пункта, расположенных на возвышенности №, находящейся к северу от Шуши, а также четырех других пунктов. Предполагалось начать нападение еще 4-го мая, но по разным причинам (недостаток боеприпасов, плохая погода) оно было отложено.4 наступательные и одна резервная группы СС, состоящие из 1200 солдат ночью 8 мая одновременно перешли в наступление.
Боевой приказ об освобождении Шуши был подписан 4 мая со следующими подробностями:
1.Противник захватил позиции на возвышенностях Шуши, живая сила составляет около 1200 человек, около села Зарслу около 100 человек, в Лисагоре около 300-350 человек, в направлении Кесалара около 300 человек.
2.Наша задача –
а) разгромить противника в населенных пунктах Лисагор, Зарслу, Джанхасан, Карагяв.
б) разгромить противника на подступах к Шуши, захватить Шуши и освободить его от зеленых (условное название врага).
г) в дальнейшем атаковать направление Бердадзора и освободить данный подрайон от зеленых.
4. Основные силы противника сконцентрированы в Кесаларе, Лисагоре, Зарслу, на подступах к Шуши и по всей окружности города.
Средства разгрома противника – захватить возвышенность № и занять позицию там. После группирования в то же время начать атаку на Зарслу и Лисагор и перейти в нападение по всем 4 направлениям.
а) Направление Шоша (восточное), командующий А.Карапетян.
б) Направление «26» (северное), командующий В.Читчян.
г) Направление Лачина (южное), командующий С.Бабаян.
д) Направление Кесалара (северо-западное), командующий С.Оганян.
Командующий резервных войск Ю.Ованнисян.
Со стороны Степанакерта разгромить противника на возвышенностях №, укрепить позиции в трех пригородах Шуши, затем уничтожить врага и освободить Шуши.
Боевой строй:
а) На южном направлении действовали 2-я и 3-я роты, отряды Бердадзора, Чанахчи, Сыгнаха, Карабулахи, Туми, Каринтаки, Кирса, а также отряды афганцев, дашнаков, инженеров-саперов, группа связистов, полевой госпиталь, системы ПВО.
б) На северном направлении 4-ая, 5-ая, 6-ая, 7-ая, 8-яя, 9-ая роты и разведывательная рота, батареи «БМ-21», «Д-30», а также особая разведгруппа «Ф», отряды Корнидзора, Севана, Раздана, Степанавана, группа «АБ», 1-й штурмовой отряд, группы связистов, саперов и врачей.
в) На восточном направлении 1-я рота, отряды Шоша, Дашушена, Красного, Арарата, «А», разведывательная группа, дашнакский отряд, взводы В.Степаняна, Арарата, Малого Арута, минометный батальон, группы саперов, связистов, врачей, командная точка и ПВО.
г) В направлении Кесалара отряды Бадара, «Кумайри», Баллуджа, Дашбулага, Мегтишена, Хнацага, Дахраза, «Г» и «Д», диверсионная разведывательная группа, рота материального обеспечения, группы связистов, саперов и врачей, а также ПВО.
5. Приказываю.
а) В направлении Шоша развивать атаку из исходной линии, со стороны села Мхитарашен, с целью уничтожения зеленых в пригороде города и для укрепления там (тюрьма и больница).
б) В направлении «26» захватить возвышенность № и укрепиться на линии перекрестка, затем при внедрении резервных войск, захватить пригород Шуши.
в) В направлении Лачина, разивая нападение на Зарслу и Лисагор, одновременно ударить по заставе и захватить юго-западный пригород Шуши.
г) В направлении Кесалара, развить атаку в двух направлениях, вначале для отвлечения противника, а в случае удачного развития нападения, захватить Каргяв и Джанхасан.
д) Во всех направлениях включить резервные силы только после решения основной задачи, либо вынуждено, в случае ухудшения ситуации.
6. Боевые машины действуют только в основных огневых позициях, в случае необходимости меняя огневые позиции, в основном после подготовки артиллерии, в случае необходимости в глубинах вражеских баз.
7. Создать огневые укрытия на дорогах Гайбалу-Башкент, Кесалар-Джанхасан, Джанхасан-Карагяв, Шуши-Лачин.
Далее изложены задачи артиллерии и других подразделений, а также расходы на боеприпасы.
Приказ был подтвержден подписями командующего, полковника А.Тер-Тадевосяна, а также заместителя командира Р.Гзогяна. Военные действия осуществлялись в указанных четырех направлениях.
Направление «26» (северное). По автодороге Степанакерт-Шуши с правой и левой ее стороны атаковали 4 взвода 4-ой роты (командующий Ю. Погосян) под командованием Г.Саргсяна, С.Карапетяна, К.Мартиросяна и В.Гарибяна. Атака холма «Трех башен» через 20 минут увенчалась успехом. Однако позже военная техника СС была подбита, либо по каким-то иным причинам вышла из строя. В 10 часов утра внезапно один из танков был подбит, на какое-то время военные действия были прекращены, подразделения СС отступили к более удобным позициям. Бои возобновились на весь день и ночь 8 мая, до тех пор пока азербайджанские войска не были вынуждены покинуть свои позиции. Во главе с С.Товмасяном на склады двинулись солдаты 6-ой роты (командующий К.Нерсисян), а с правого фланга солдаты разведывательной роты (командующий С.Абраамян). Совместными силами удалось занять выгодное положение на расположенных на дороге холмах, благодаря чему были отброшены силы, периодически спешащие на помощь врагу. Было уничтожено несколько вражеских транспортных средств, кинулись в бегство два танка, выполняющих маневры на автодороге. Затем армянские освободительные силы продвинулись в направлении АЗС, находящейся у подступах к городу. Возле завода музыкальных инструментов были изъяты 2 противотанковые пушки. Захватив стратегические вершины, 6-ая и разведывательная роты внесли свой вклад в общую победу.
Направление (восточное) Шоша. Задача уничтожения сопротивления врага с восточной части города-крепости, а также прорыв его неприступной обороны была сравнительно сложнорешаемой и требовала высокого напряжения сил. Противник, ожидая атаку с этого фронта, заранее сконцентрировал там живую силу и вооружение. В ночь на 8 мая по трем направлениям началось продвижениеударных сил. Слева находился самооборонительный отряд деревни Шош, под командованием А.Арутюняна, в центре 1-ая рота, под командованием А.Гуляна, который двигался прямо на тюрьму, а с правого фланга под общим командованием Р.Исраеляна действовала особая разведывательная группа (и.о. командующего Г.Осипов), а также добровольные отряды Красного (командующий В.Вагрян), Карашена (командующий В.Сафарян).
Неистовые сражения развернулись с правого фланга, где армянским бойцам удалось взять ситуацию под контроль. Здесь в особенности выделился А.Галян, который собственным примером воодушевлял своих соратников. После пополнения и перегруппировки сил, 9 мая в 13.00 армянские солдаты возобновили атаку, которая увенчалась успехом освобождением территории тюрьмы. Большое количество жителей из деревни Шош также принимали участие в битве, готовые немедленно заменить погибших либо раненых солдат. Они помогали раненым, доставляли пули солдатам.
Подразделения правого фланга, преодолевая сопротивление противника в районе финских домиков, завоевали первое здание скотоводческих ферм, однако во втором, где собрались азербайджанцы, убежавшие с возвышенности «Трех башен», они встретили мощное сопротивление. Из армянских солдат были погибшие и раненые, однако, тем не менее, в конце концов удалось уничтожить силы врага. Затем, проходя через автобазу, эти отряды продолжили атаковать совместно с подразделениями 4-ой роты.
Направление (южное) Лачина. Бойцы самооборонительного отряда села Аветараноц (командующий Степанян) 2-ой и 3-ей роты (командующие Цатрян, А.Хачатрян) при поддержке Эчмиадзинского дашнакцского взвода (командующий Абраамян) внезапным вторжением захватили военную базу противника, находящеюся у подножия горы Кирс, изъяв при этом 1 станцию БМ-21, 1 танк, 1 бронетранспортер, а также оружие и боеприпасы. Отряды добровольцев Сзнека, «Кирса», Каринтака, а также Арташата переходя в нападение в направлении позиции Набилара, Кармир-кара, Тискац-керца, вышли на автодорогу Шуши-Лачин. Этот прорыв стал возможен при поддержке ударной группы бронетехники 2-ой роты. Объединенные отряды Акнахбюра и Сарушена (командующий А.Карамян), афганцев (командующий Н.Чахоян), «Мергелян» (командующий А.Арутюнян) и Бюрегавана (В.Гарсоян) с широким обходом по направлению к деревне Зарслу вышли к подступам дороги Шуши-Лачин.
Отряды дашнаков, под командованием Ж.Сефиляна и В.Балаяна, перед которыми была поставлена задача в сопровождении бердадзорских бойцов обойдя Шуши и Зарслу, достичь стратегической высоты Лисагора. Бои уже велись на подступах к Шуши, однако этим обходящим группам удалось дойти только лишь к высотам Зарслу. Несмотря на то что, им не удалось осуществить поставленную задачу, их появление на ближайших к автодороге Лачин-Шуши высотах привели убегающего врага в панику. Таким образом, вследствие развернутых в южном (Лачин) направлении боев удалось отвлечь внимание противника от главного фронта Шуши, угрожая заблокировать дорогу отступления противника усугубили его панику, а также лишили азербайджанское командование возможности перераспределения сил и перехода к контратаке.
Направление (северо-западное) Джанхасан- Кесалар. В этом направлении армянские силы преследовали 2 цели: предотвратить и создать паническое состояние, отвлечь внимание противника, обеспечить защиту сил, атакующих Шуши с севера. И так как на этом направлении было сконцентрировано большое количество живой силы и боеприпасов, а местность была достаточно сложной, следовательно было необходимо разместить там боеспособные и подвижные силы. Предполагалось также при необходимости быстро отступить и поспешить на помощь в направлении Шуши. Трем взводам роты Айгестана, отрядам «Кумайри» и «Арамо», группе диверсионно-разведывательного штаба, отряду Мехтишен (командующий С.Акопян) под общим командованием С.Оганяна, удалось войти в глубины войск врага, захватить 1 минометную огневую позицию и 3 пушечные, 1 ММ-21, взяли под контроль деревню Джанхасан, а также дороги, ведущие к Кесалару и Карагяву.
Противник, предчувствуя угрозу поражения, перевел большое количество своих сил из Шуши во фланг Джанхасана, ослабив тем самым оборону Шуши. Одновременно пополняя и перераспределяя силы, при помощи бронетехники, противник перешел в контратаку, потери понес отряд «Кумайри». В позициях «26» и размещенные в районе 7-ая,8-ая, 9-ая роты и другие подразделения (под общим командованием Ю.Ованнисяна) в это время надежно закрыли дорогу для того, чтобы от Джанхасана в Шуши не поступали силы помощи. Когда подразделения СС подошли к подступам Шуши, получили приказ отступить. Благодаря организованному отступлению и упорного сопротивлению, многочисленные силы противника остались прикованными к северо-западному флангу, что оказалось решающим в освобождении Шуши. Командованию СС таким образом удалось запутать азербайджанцев, вынуждая вывести значительное количество сил и средств из-под направления главного удара. Исход военных действий был предрешен уже 8 мая, когда подразделения Лачина и других направлений заняли выгодные позиции на подступах Шуши. Перерыв, сделанный под вечер, позволил противнику удалиться из города через выделенный коридор.
8 мая враг оказал стихийное сопротивление. К полудню перешли в наступление один вражеский военный самолет и вертолеты, бомбардирующие армянские боевые ряды, а также Шуши и Степанакерт. Позже стало ясно, что целью этого воздушного нападения был взрыв оставленных в Шуши военных складов. Азербайджанцы надеялись тем самым уничтожить весь город, что им не удалось. К вечеру в основном уже было завершено действие по «очищению» Шуши, а 9 мая завершилось освобождение древнего армянского города-крепости от врага.
Необходимость освобождения Шуши и его предпосылки.
Необходимость освобождения Шуши была призвана восстановить неотъемлемое право армян на жизнь на своей древней земле, а также укрепить в боях армянский победоносный дух. Тем самым Арцахское движение вступило в качественно новый этап – настал переломный момент в войне, и независимость НКР стала более чем реальной. Освобождение Шуши имело также и экономическую необходимость. По причине наземной и воздушной блокады дорог, нехватки электричества, газа и питьевой воды , а также безконечных бомбардировок из Шуши по Степанакерту и прилегающим районам, была парализована экономика всей страны.
Шуши в эти дни превратился в огневую точку № 1, бомбардирующей Степанакерт. С ноября 1991 года по начало мая 1992 года из Шуши, Джанхасана, Кесалара, Гайбалу на Степанакерт было выпущено 4740 снарядов, 3000 из которых из системы «Град». Вследствии этих бомбардировок погибло 111 и было ранено 320 мирных жителей, было разрушено 370 жилых домов и строений. Военные успехи конца 1991 года и начала 1992 в Тохе, в пригороде Мартуни Ходжавенд, в населенных пунктах Лесной Аскерана, Эркедж в Шаумяне, Манашид и Бузлух, Сариншен Гадрута, Салякятин, а затем давление на огневые точки Джамиллу (15.12.91), Кркжан (20.1.92) и Хушчулар (9-11.2.92), освобождение Ходжалу (25-26.2.92) и открытие аэропорта создали все экономические, военные и психологические предпосылки для подготовки освобождения Шуши. С этой точки зрения особое значение имела самооборона Капстака 25-26 января 1992 года, когда малочисленному армянскому войску удалось отбросить нападение многочисленных сил врага, и уничтожить более чем 8 десятков солдат противника, осуществляющих вылазку из Шуши.
Противник, потерявший свое равновесие в цепи последующих неудач, перешел в неорганизованное наступление, совершая грубые тактические ошибки. Из Шуши и Джанхасана, при поддержке артиллерии и бронетехники, 29 апреля противник атаковал юго-западные позиции Степанакерта, которые были известны под общим названием «26 позиции». Армянские солдаты с успехом вытеснили эти нападения, которые, по сути, были последней пехотной атакой противника на Степанакерт. Однако продолжались зенитно-ракетные бомбардировки Степанакерта и прилегающих к нему территорий. За неделю было выпущено около 1000 снарядов, 800 из которых реактивных, вследствие чего погибло 20 мирных жителей. Для осуществление маневров, противник переместил военные действия на пограничную зону НКР, из Шуши вывел все мирное население, однако продолжал пополнять вооружение. К 27 апреля 1992 года в Шуши было сконцентрировано 11 танков, 9 БМП, 12 бронетранспортеров, 3-мм 3 пушки, 2 системы ММ-21, около 1500 солдат. А 6 мая из Лачина в Шуши дополнительно было введено 15 машин военного значения, 4 БМП, 4 бронетранспортера. Азербайджанские СМИ распространили информацию о том, якобы армянская сторона использовала химическое оружие и они предпринимают «вынужденные ответные действия». Однако в рамках подготовки к освобождению Шуши армянская сторона предприняла также и дипломатическую работу по подготовке международного сообщества к этому. В обращении ВС НКР от 19 февраля к Генсеку ООН и ряду стран ОБСЕ их внимание было обращено к осуществляемому Азербайджаном геноциду, в частности отмечалось злодеяние в Мараге. 1 мая председательство ВС НКР вновь обратилось к международному сообществу, объявляя, что народ Карабаха голодает, лишенный электричества, воды и лекарств. Таким образом, освобождение Шуши являлось необходимостью, исходящей из интересов безопасности населения Степанакерта и всей НКР. В марте-апреле 1992 года в ответ на это обращение представители ряда стран, государственные и политические деятели, в том числе Специальный представитель Генерального секретаря ООН А.Венс, уполномоченный представитель ОБСЕ Я.Кубиш, заместитель Министра иностранных дел Ирана М.Вайези, Министр иностранных дел А.Козырев прибыли в регион. Начался также процесс переговоров, в столице Ирана Тегеране 6 мая встретились Президент РА Левон Тер-Петросян, Президент Исламской Республики Иран Х.Рафсанджан и И.О. Президента Азербайджана Я.Мамедов.
Результаты и историческое значение военного действия по освобождению Шуши. Блестящее завершение освобождения Шуши, в особенности наименьшее количество потерь и сама длительность, которое вызвало восхищение специалистов военного искусства, являлось следствием храбрости армянских войнов и хорошей организации атаки. Вечером 8 мая В.Саргсян заявил: «То, что происходит в Арцахе – чудо…». А в указе Комитета самообороны НКР к годовщине победы сказано: «Благодаря огромной работе и тщательной подготовке штаба СС НКР, умелому руководству, взаимодействия и изобретательности командиров всех рангов, а также решительных действий армянских азатамартиков (арм. «борец за свободу») удалось за два дня сломить сопротивление противника и освободить важный со стратегической точки зрения город Шуши».
Благодаря освобождению Шуши были разоружены все вражеские огневые точки, а также военные базы Степанакерта и ближайших районов. Живая сила противника и техника понесли большие потери. Разработка этого военного действия и его осуществление доказали жизнеспособность военной мысли армянского народа и стали серьезным боевым крещением СС. Освобождению Шуши последовало военное действие по открытию коридора Лачина, чем было прорвано кольцо блокады НКР, и две искусственно разъединенные части народа были вновь воссоединены, была открыта дорога жизни, соединяющая НКР и РА. Полноцельной стала независимость НКР. С освобождением Шуши окончательно укрепилась вера в победу врага своими средствами и силами. Это нанесло убийственный удар противнику, который на протяжении всей войны так и не смог преодолеть комплекс проигравшего.
Эта победа имела также крупное всеармянское значение, всколыхнувшая разбросанное по всему миру армянство, далоповод поразмыслить о целостности и единстве национальных интересов, вернуть веру в неотъемлемое право свободного выражения мысли и самоопределения.
Победа Шуши раскрыла для мировой общественности всю серьезность целей и задачей Арцахского вопроса. В боях по освобождению Шуши армянская сторона понесла 57 жертв, противник - 250-300, 600-700 раненых, 13 пленных. Исходя из исторической важности освобождения Шуши и поворотного его значения в ходе Карабахской войны, НС НКР в 1994 году учредило медаль «За освобождение Шуши». 9 мая в НКР и РА официально объявлен днем освобождения и победы Шуши.
Арутюнян М.
Источник: Энциклопедия «Карабахская национально-освободительная война 1988-1994», гл.ред. О.Айвазян. Издательство «Армянская энциклопедия». Ереван 2004, стр.529-536.