Красные кхмеры: кровавые издержки эволюции

Красные кхмеры: кровавые издержки эволюции

Как нация, воспитанная на музыке Моцарта и трагедиях Шиллера, истребила миллионы людей жесточайшим способом, взяв на вооружение презумпцию невиновности младотурков.

Любители Жан-Жака Руссо и Геноцид
Когда нация, воспитанная на музыке Моцарта и трагедиях Шиллера, истребила много десятков миллионов людей жесточайшим способом, взяв на вооружение презумпцию невиновности младотурков, человечество долгие годы пыталось понять, почему же амплитуда колебания маятника так высока? Почему в кратчайшие сроки возможен этот рывок от идеалов штюрмерства и гуманизма в сторону запредельных зверств не просто ради земли или ресурсов, а для эстетического наслаждения?!
… На российских туристических сайтах мы читаем, что кхмеры, жители королевства Камбоджа близ Тайланда – это нация улыбок, покоя и гармонии, дальняя и загадочная. Возникновение народа относят к первым столетиям нашей эры. Именно тогда произошло слияние многих племен, населявших территории современной Камбоджи и Южного Индокитая.
После Нюрнбергского процесса в 1945-46 годах (на родине Альбрехта Дюрера, кстати), за решениями которого следил весь мир, казалось человечество привито. Да, войны и конфликты на межнациональной и межрелигиозной почве будут, но убивать людей массово и миллионами уже будет невозможно. Чудовищный опыт новых геноцидов уничтожил эту веру. 17 февраля 2009 г. в Камбодже начал работу Международный трибунал, который должен вынести приговор лицам, обвиняемым в геноциде и преступлениях против человечности в период существования Демократической Кампучии в 1975-1978 гг., когда у власти находились «красные кхмеры». При этом, заметим, если фашистским преступникам вынесли приговор сразу же после завершения Второй мировой войны, то лидерам «красных кхмеров» -лишь спустя 30 лет.
Кадры забитых мотыгами людей и фотографии замученных в тюрьме S-21 облетели весь мир. Но в Камбожде было немало людей, кто защищал идеолога «красных кхмеров» Нуона Чеа, экс-министра иностранных дел Иенга Сари, его жену Иенг Тхиритх, а также формального главу правительства Кхиеу Сампфан. Есть и сегодня те, кто тоскует по временам Пол Пота, как в России по сталинизму. В стране молодое поколение, не заставшее времена Пол Пота, грезит мифами. Кое-кто в оправдание говорит, что крови на этот раз не нужно, но как-то же надо прекратить рост ужасающей бедности, коррупцию!
Но как отделить одно от другого?
На определенном витке международных разбирательств вокруг событий в Камбодже из-за субъективности акторов стало невозможным даже само упоминание «геноцида» 1975-1978 гг. Как пишет ведущий российский востоковед по проблемам новейшей истории и политического развития Камбоджи Надежда Бектимирова, «красные кхмеры» участвовали в подписании мирных Парижских соглашений по Камбодже в 1991 г. Лишь после выхода группировки «красных кхмеров» из процесса мирного урегулирования и образования в 1993 г. нового государства - Королевства Камбоджа, стало возможно вернуться к идее судебного разбирательства их преступлений. Именно международные акторы первоначально создали прецедент «отложенного» правосудия.

Стерилизованная Беттина Геринг и стразы дочери Пол Пота

Пол Пот умер в 1998 году в 73 года от сердечного приступа, он не сдался властям и скрывался в джунглях. Сегодня его единственная дочь Сар Патчета живет в Камбодже, в 2014 году вышла замуж и ведет богемный образ жизни.
Опять мы вынуждены сравнивать трагический опыт Камбожди, где сегодня есть мемориал в печально известной тюрьме S-21 с тем, как изживали карму потомки фашистской верхушки. Как известно, Гитлер не имел детей. Но они были у его ближайших соратников – Германа Геринга, Ганса Франка…Об этом снят документальный фильм (2011) «Дети Гитлера», где Беттина Геринг – двоюродная внучка первого руководителя «Гестапо», осознает, что дети не в ответе за грехи родителей. Однако ее фамилия всегда была для нее тяжкой ношей. Поэтому Беттина взяла фамилию мужа и перебралась в США. Она стерилизовала себя, чтобы не плодить детей с фамилией палача. Генрих Гиммлер – двоюродный дед Катрин Гиммлер. Рудольф Хёсс , комендант Освенцима, дед Райнара Хёсса. В фильме показано, как десятилетия спустя ломаются судьбы потомков…
Вернемся к Камбодже. Шиллер, Гете, Моцарт, и здесь без лирики и романтизма в начале пути не обошлось. Конец 1950-х — начало 1960-х Кхиеу Поннари и Салот Сар, будущий Пол Пот и его первая жена, провели в разговорах о Шекспире и французской литературе — они оба преподавали в частных лицеях в Пномпене. Будущий диктатор Салот Сар наизусть цитировал поэтов XIX века: Рембо, Верлена, преподавал историю, географию и право. Одним из его любимых авторов был Жан-Жак Руссо. Наполнившись идеями гуманизма, они организовали парижский марксистский кружок. Вот так они и жили — обсуждали «грандиозные планы на жизнь» по вечерам, несли свои идеи ученикам, печатали научные статьи в местной оппозиционной прессе, а Поннари даже создала свой феминистский журнал — «Ниери» («Девушка»). Издание продавалось в пномпеньском магазине «Маленький Париж».

«Политика кровавого возможного»

В 1963 году принц Нородом Сианук объявил коммунистическую партию Кампучии вне закона и приказал арестовать всех членов организации, генеральным секретарем которой являлся Салот Сар. Франкофилам пришлось бежать в джунгли. Через несколько лет Салот Сар взял себе новое имя — Пол Пот (от французского politique potentielle — «политика возможного»), и вместе с женой они победоносно вернулись в столицу. Король умер в 2012 году, пережив своего врага на 15 лет.
В апреле 1975 г. после пятилетней гражданской войны отряды красных кхмеров (военизированные структуры коммунистической партии Камбоджи) взяли под свой контроль столицу Камбоджи Пномпень и свергли правительство генерала Лон Нола, который с «красными кхмерами «успешно боролся с самого 1952 года. Еще будучи подполковником и возглавляя национальную полицию. За 12 дней до падения Пномпеня Лон Нол бежал на Гавайи, а оттуда перебрался в Калифорнию, где и умер. Оставшиеся в Пномпене деятели его правительства (включая Лон Нона — родного брата Лон Нола) были расстреляны полпотовцами.
С этих ритуальных казней и началось претворение в жизнь
Утопической идеи создания общества, состоящего исключительно из трудолюбивых крестьян. Это только в теории было утверждено, что страна теперь становится независимой, на деле полпотовцы принимали экономическую и военную помощь от Китая и Северной Кореи. Идеология кампучийских коммунистов представляла собой смесь марксизма, маоизма и антиколониализма.
Сразу же после захвата Пномпеня началось принудительное переселение почти двухмиллионного населения столицы в расположенные в сельской местности особые лагеря для т. н. “трудового воспитания”. Та же участь постигла население других городов страны. Новыми властями был установлен план по сбору риса: 3 тонны с гектара, это притом, что до красных кхмеров в Камбодже собиралось не более тонны риса с гектара. «Город — обитель порока; можно изменить людей, но не города. Работая в поте лица по корчеванию джунглей и выращиванию риса, человек поймёт, наконец, подлинный смысл жизни», — таков был главный тезис пришедшего к власти лидера «красных кхмеров».
Чтобы добиться выполнения явно завышенного плана, людей заставляли работать по двенадцать часов в день без перерывов, с жестким нормированием пищи, в ужасающих санитарных условиях. Как следствие — люди умирали от голода, изнурения и болезней. «Моя политика была правильной. Слишком усердные региональные командиры и руководители на местах извращали мои приказы. Обвинения в массовых убийствах — гнусная ложь. Если бы мы действительно уничтожали людей в таком количестве, народ уже давно перестал бы существовать», - говорил в одном интервью Пол Пот.
Красные кхмеры также вели безжалостную борьбу с “пережитками” прошлого, с «западными ценностями»: закрывались школы, больницы, фабрики. Была отменена денежная система, все религии были запрещены, вся частная собственность — конфискована. Началось планомерное уничтожение членов религиозных общин, интеллигенции, торговцев, бывших чиновников, а также всех, кто высказывал хоть малейшее несогласие с политикой красных кхмеров.
После того, как в 1977 г. Кампучия вступила в войну с коммунистическим Вьетнамом, в идеологии красных кхмеров проявился явный расистский уклон. Началась охота на национальные меньшинства Кампучии, в том числе и на китайцев и вьетнамцев: многие были изгнаны или уничтожены. Например, из 425 000 китайцев, проживавших в Камбодже, выжили лишь около половины. Также в восточных районах страны были уничтожены сотни тысяч жителей, которых подозревали в сотрудничестве с Вьетнамом.
В 1978 г. подразделения вьетнамской армии вторглись в Камбоджу, и в январе 1979 г. режим Пол Пота был свергнут. Остатки кхмерских отрядов отошли в приграничные районы на север страны, где продолжили партизанскую войну.
Точное число жертв режима очевидно уже никогда не будет установлено. Надежда Бектимирова называет общепринятое количество жертв: численность людей казненных, умерших от рабского труда, голода, истощения, пыток составила от 1,7 до 2,5 млн. человек - и это 20-25% населения. Геноцид был прекращен в результате военного вмешательства Вьетнама в декабре 1978 г. Однако вопрос о правосудии в отношении режима «красных кхмеров» по ряду причин ожидал своего решения в течение нескольких десятилетий.

Крестьяне, «садовники» и Трибунал

В конце 1990-х гг. многие рядовые кхмеры вообще ничего не знали о предстоящем трибунале, а те, кто что-то слышал об этом событии, не проявляли к нему интереса, объясняя свою позицию так: «Трибунал - это не мое дело, я - простой крестьянин, мне надо кормить семью».
По данным некоторых социологических опросов, за год до начала работы трибунала - в 2008 г. - 60% населения имело крайне смутное представление о трибунале. Этому, отчасти, способствовала позиция, занятая руководством Камбоджи, не проявлявшем заинтересованности в широком информировании населения по вопросам, связанным с трибуналом. Так, один из членов правительства Камбоджи откровенно признавался: «Мы, как садовники, должны подготовить почву для трибунала. Но мы не хотим слишком активной вовлеченности общественности в этот судебный процесс - это может быть опасно. Мы беспокоимся, что трибунал может нарушить политическую стабильность, поэтому не намерены обсуждать эту тему с населением. Мы не хотим тревожить общество».
Все судебные дела разделены на отдельные эпизоды - насильственное выселение из Пном Пеня, рабский труд в кооперативах, массовые казни, недоедание, содержание в тюрьмах, геноцид в отношении нацменьшинств и уничтожение религии, а также насильственные браки, в ходе которых имели место массовые нарушения прав женщин.

«И мальчики кровавые в глазах»

Поистине античная трагедия, хоть и бескровно разыгралась в семье Пол Пота. Хотя на фоне фотографий с тысячами взрослых и детских черепов это выглядит незначительной издержкой дела «красных кхмеров».
В 1972 году Кхиеу Поннари стала председателем Национальной ассоциации женщин Кампучии. Она ездила по всей стране с призывами вступать в партию ее мужа. Со своей работой Кхиеу справлялась хорошо, несмотря на то, что шизофрения развивалась быстро.
А по ночам она снова и снова просыпалась в холодном поту и будила мужа и слуг своим криком: «Товарищ! Вставай! Вьетнамские войска окружают, они хотят нас убить!» В 1975 году, когда красные кхмеры свергли существующую в Камбодже власть, Поннари уже не могла работать. Пол Пот часто оставлял ее с сиделкой. «Он рассказывал мне, как не может спать из-за ее болезни, как переживает из-за жены. Он ее очень любил». А она слишком сильно боялась, что вьетнамцы разлучат их с мужем. И, возможно, именно из-за ее страхов спустя время в рядах красных кхмеров начались чистки на предмет предательства. Враг был совсем рядом. Поннари так и не познала счастья материнства — в далеком 1950 году врачи поставили ей диагноз рак шейки матки. После тяжелой операции она оказалась бесплодна. Так же она не узнала, что ее муж женился на Меа Сон и у них родилась дочь. Что Меа считала Пота хорошим мужем, потому что тот «старался изо всех сил воспитать детей так, чтобы они не выросли предателями. С 1985 года, когда мы поженились, я никогда не видела, чтобы он сделал что-то плохое», - спустя 15 дней после смерти диктатора говорила — Меа Сон, вторая жена Пол Пота, в интервью знаменитому американскому журналисту Нэйту Тэйеру. Тому самому, который интервьюировал и ее мужа год назад. Тогда навстречу Нэйту вышел выходит седовласый мужчина преклонных лет с бамбуковой дощечкой, выполняющей функцию веера, а передвигаться ему помогают два солдата. Нейт Тэйер добивался этой встречи несколько лет. Пол Пот одарил гостя мягкой, застенчивой улыбкой, взял за руку и повел в свою хижину, где стал уговаривать понять, почему ему было необходимо казнить маленьких детей»…
А Кхиеу Поннари пережила своего мужа на пять лет. В 1996 году вместе со своей сестрой и ее мужем Кхиеу Поннари получила амнистию от правительства Камбоджи. Остаток жизни она провела в имении своей сестры. И в возрасте 83 лет скончалась от рака в городе Пайлин.

«Высшие « и «низшие». В качестве заключения.

Австрийский ученый Рудольф Штейнер в 1912 году с целью открыть широкому кругу методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека основал новую науку – антропософию. По его мысли, каждое высшее существо должно в смирении склоняться перед низшим как перед основой. "Я - животное, без тебя, растения, не могло бы существовать". "То же самое должно быть в человеческом обществе". Речь идет о ступенях человеческой лестницы, и тот, кто на высшей ступени, "обязан своим бытием низшему".
Мировое смирение и прощение отлично проиллюстрировал Иоанн Павел II, когда простил турка, стрелявшего в него - Мехмета Али Агджу. Но в наши дни даже социальная стратификация перестает работать. На нижнем этаже мироздания, даже на его нулевом цикле видятся не нищие, изгои, которым нужно омыть ноги, а серийные убийцы, экстремисты, террористы.
Разумеется, так происходит из тысячелетия в тысячелетие. Македонский сжигал дотла. Монголо-татары пировали на телах князей, прикрыв их досками. Красноармейцы кормили голодные семьи печенью, вырезав ее у расстрелянных.
Должны наступить такие времена, когда "высшие" никогда не смогут использовать кровь и пот, в которую переработается "низший", тот, кто переступил человеческий закон. "Высший "не может произрастать на этом шатком основании, пропускать его через себя и в конце концов отторгать. В этом и будет состоять истинная эволюция человечества.

 

Валерия Олюнина

 

Красные кхмеры: кровавые издержки эволюции